Христос Господень

Доклад в честь 150-летия со дня рождения Царя-Мученика Николая ΙΙ

Господи, благослови!

Дорогие отцы, братья и сестры, я хотел бы начать свой доклад со слов благодарности всем собравшимся сегодня почтить память святого Государя Николая ΙΙ. Сегодня, 6 мая по старому стилю, исполняется 150 лет со дня его рождения, и это большой и радостный праздник, но впереди нас ждёт другая великая дата - дата, которая заставляет остановиться, отложить мирские дела и глубоко задуматься. 17 июля 2018 года исполняется 100 лет со дня мученической кончины святой Царской Семьи. Сегодня мы нашли время и собрались в этом зале, чтобы почтить подвиг святых Царственных Мучеников. Давайте задумаемся над тем, какое значение имеет этот подвиг для судьбы нашего Отечества и для спасения души лично каждого из нас.

Спасение души немыслимо без покаяния. Грех, однажды совершенный, лежит преградой между человеком и Богом и препятствует Благодати Божией прикоснуться к нераскаянному сердцу. Будучи нераскаянным, он не только омрачает жизнь самого человека, но и передаётся его потомкам по слову преподобного Ефрема Сирина:

«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвёртого, как скоро он в лукавстве своём подобен отцам своим»

Также в «Толковой Библии» А.П. Лопухина можем прочесть:

«Наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках»

Итак, когда речь идёт о нераскаянных грехах предков, очевидно, что Господь ожидает покаяния от их потомков. Вот к такой покаянной работе и призывает нас грядущая дата столетия убиения Царской Семьи. Этот доклад составлен с целью снабдить желающих провести такую работу необходимыми для этого сведениями. Помоги нам, Господи!

Начнём со слов иерархов Русской Православной Церкви, призывающих нас к этому труду. Святитель Тихон (Беллавин) в своей проповеди сразу после расстрела Царской Семьи сказал:

«Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его»

Святитель Иоанн (Максимович) в 1938г на Втором Зарубежном Архиерейском соборе в Югославии произнёс следующие слова:

«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжёлых грехов, и возрождение её возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния…»

Ему вторит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв). В своей книге «Русь Соборная» он пишет:

«Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке – на исходе уже восьмое десятилетие смуты…»

Эти слова митрополита Иоанна нуждаются в пояснении и исторической справке. О каких восьми годах в начале 17го столетия он здесь говорит? Речь здесь идёт о Смутном Времени, т.е. о периоде русской истории, когда в результате убийства законного наследника Престола Царя Феодора Борисовича Годунова русский Престол опустел, и страна была ввержена в пучину безвластия. Сын Бориса Годунова был зверски убит взбунтовавшимся народом по требованию Лжедимитрия вместе со своей матерью в возрасте 16 лет.


Убийство Фёдора Годунова. Картина К. Е. Маковского (1862)

В 1607 году народ принёс Богу покаяние в грехе цареубийства в присутствии святителей Иова и Гермогена. Смутное Время ещё длилось вплоть до 1613 года, когда в Ипатьевском монастыре на Великом Всероссийском Соборе была принесена клятва верности Дому Романовых, о которой ещё пойдёт речь ниже. Главную причину Смуты 17го века митрополит Иоанн видит в следующем:

«Законный Наследник Отчего Престола, сын Годунова Царевич Феодор Борисович, от природы наделённый обширным умом и поистине Царским миролюбием, мог бы одарить Россию справедливостью и процветанием, если бы Русский Народ и его вожди в лице князей да бояр со смирением приняли этот Божий Дар. Но прискорбное неразумие одних, алчность и властолюбие других, робость и малодушие третьих толкнули общество на путь гибельного своеволия, безчиния и потакания своим разрушительным страстям… Именно цареубийство, совершенное 10 Июня [1605 года], ликвидировало последнее препятствие для безудержного распространения Смуты,» - далее владыка Иоанн пишет -

«Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII-го и начала XX веков) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного Государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки безсовестных убийц, во втором – у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от Престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая Семья пала жертвой убийц-изуверов… [...] Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омрачённые цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив её на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России – возродили ее буквально из пепла, [...]. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны…»


Наталья Климова. Иллюстрация к книге "Жития святых для детей. Святые мужи"
"Свв. Патриархи Гермоген и Иов совершают Покаянный чин в Успенском соборе Московского Кремля в 1607 г."

В то же самое время, когда были написаны эти строки, в 1993г Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к русскому народу по случаю 75-летия со дня убиения Царской Семьи с такими словами:

«Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном сознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад – усопших и ныне живущих – приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ…»

С тех пор прошло ровно 25 лет. Можем ли мы сказать сегодня, что слова святителей Русской Православной Церкви, призывающие к покаянию всего народа, были нашим народом услышаны, и что это покаяние действительно произошло? Покаяние - это глубокое изменение сознания. Признаком свершившегося покаяния является прочное оставление греха и ненависть к нему. Видим ли мы сегодня в нашем Отечестве признаки свершившегося покаяния в грехе клятвопреступления и цареубийства? Может ли считаться покаявшимся народ, который одновременно прославляет и Царя-Мученика, и его убийц? А ведь мы до сих пор не переименовали улицы, названные в честь Войкова и Свердлова, чьё участие в организации убийства Царской Семьи и уничтожении их тел доказано документально.


Все эти названия улиц, эти кощунственные фильмы, беспрепятственно демонстрируемые в российских кинотеатрах - всё это есть свидетельство того же самого всеобщего равнодушия, при котором сто лет назад Царская Семья была убита в самом центре России, в Екатеринбурге, посреди 130 миллионов своих верноподданных.

Равнодушие - страшная беда современного общества. Живя посреди материального комфорта, окружённые ежедневным попечением о его приумножении, мы совершенно не оставляем времени на то, чтобы задумываться о правде Божией и необходимости каяться в своей неправде и исправлять свою жизнь. Вместо этого мы предпочитаем искать виноватых и возлагать ответственность за общественные и церковные нестроения на кого угодно, только не на самих себя. Самое же парадоксальное заключается в том, что, как уже давно замечено, человеку свойственно винить именно того, перед кем он сам больше всего виноват.

Так и в адрес Царя-Мученика Николая ΙΙ нередко можно слышать, что, дескать, Царь был слабым, что это он не сумел удержать власть в своих руках, подавить мятеж, дать людям требуемые ими свободы, расположить к себе своё окружение. Его обвиняют в том, что он допустил Ходынку и Кровавое Воскресение, поражение в Русско-Японской войне и начало Первой Мировой войны, наконец, кульминацией подобных обвинений звучит то, что Государь в самый трудный для Отечества момент отрёкся от Престола, ввергнув тем самым страну в хаос и кровавое коммунистическое гонение. Вот так, ни много ни мало, это он, оказывается, виноват во всём - так и по сей день считают многие, а о том, что Государь был насильственно свергнут с Престола и предан всем своим окружением, они предпочитают при этом умалчивать.

Прошло сто лет, пролились реки крови, русским людям был преподан страшный урок, а люди всё так и продолжают вторить дореволюционным Бальмонтовским пасквилям на Помазанника Божьего: «Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима, наш царь - кровавое пятно» ... и т.д.

Что сказать к этому? Неужели за сто лет тяжелейших страданий русские люди так ничему и не научились? Неужели следующие слова из Книги пророка Исаии и о нас с вами тоже? В них Господь обращается к народу еврейскому: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.» (Книга пророка Исаии 1:5,6)

Откуда же это упорство и в чём корень проблемы? На эту тему рассуждает князь Николай Жевахов в своей книге «Причины гибели России», опубликованной в 1928г в Бари. Он пишет:

«Прошло уже 10 лет с момента этой гибели, а между тем и до сих пор нет единства в понимании причин ее. Каждый по-своему объясняет катастрофу, оправдывая себя и обвиняя других, однако же все вместе откровенно или прикровенно сваливают всю ответственность за гибель России на Государя Императора, обвиняя Царя в самых разнообразных преступлениях и не догадываясь о том, что эти обвинения обличают не только их собственное недомыслие, но и являются именно тем преступлением, какое и вызвало гибель России. [...]

Так, один из виднейших иерархов Православной Церкви, обвинял Государя Императора в нежелании восстановить патриаршество в России […] Государственная Дума обвиняла Царя в нежелании даровать ответственное министерство. […] Общественность, устами своих передовых людей, [...] кричала о том, что Самодержавие, как форма правления, устарело […]

В соответствии с таким пониманием, Самодержец стал рассматриваться как заурядный носитель верховной власти, и к Нему начали предъявляться самые разнообразные требования, отражавшие абсолютное непонимание Его священной миссии Помазанника Божия, связанного обетами к Богу и призванного творить волю Божию, а не “волю народа”, обычно выражающую собою волю злонамеренных единиц.»

Сегодня, читая эти строки, мы можем повторить вслед за князем Николаем Жеваховым, что прошло уже не 10, а 100 лет, а понимание священной миссии Помазанника Божьего так и не вернулось в народное сознание. А ведь этому пониманию учит нас Церковь устами своих святых.

Самое яркое и дерзновенное высказывание на эту тему принадлежит, наверное, святителю Димитрию Ростовскому, который писал:

«Лицо и сан Царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах. Ибо как человек душей своей есть образ Божий и подобие, так Помазанник Божий саном своим царским есть образ и подобие Христа Господа: Христос Господь на небесах в Церкви торжествующей есть Первенствующий: Христос Господень на земле благодатью и милостью Христа небесного в Церкви воинствующей есть первенствующий».

Дело в том, что слово Христос переводится с греческого, как Помазанник. Православный Государь помазывается на царство и может с полным правом называться Христом Господним.

Можно ещё долго приводить цитаты святых, касающиеся царской власти. Например, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, издал целую книгу под названием «Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных», в которой он в частности пишет:

«В наши времена многие народы мало знают отношение царств человеческих к Царству Божию, и что особенно странно и достойно сожаления и ужаса — мало знают сие народы христианские. Мало знают не потому, чтоб не могли знать, но потому, что не хотят знать, и глаголющиеся быти мудри между ними с пренебрежением отвергают дознанное и признанное Древнею мудростию, освященное и утвержденное Божественною властию; им не нравится старинное построение государства на основании благословения и Закона Божия; они думают сами гораздо лучше воздвигнуть здание человеческих обществ в новом вкусе, на песке народных мнений, и поддерживать оное бурями бесконечных распрей.»

Подобное помрачение, о котором пишет святитель Филарет, постигло и наш народ. К 1917-му году тьма сгустилась настолько, что даже святые оказались в числе соблазнившихся. Речь здесь идёт о членах Святейшего Синода, которые явились соучастниками церковного отречения от Помазанника Божьего, произошедшего в результате принятия Святейшим Синодом государственного переворота 2 марта 1917г. Некоторые из них в дальнейшем принесли Богу Петрово покаяние в содеянном, омыли свой грех мученической кровью и были причислены к лику святых.


Приведу выдержку из статьи Дмитрия Чернышева на эту тему:

«Первое после государственного переворота официально-торжественное заседание Священного Синода состоялось 4 марта. [...] Председательствующий митрополит Владимир и все члены Синода выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви. Тогда же из зала заседаний Синода по инициативе обер-прокурора было вынесено в архив царское кресло, которое в глазах иерархов ПРЦ являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской», то есть символом порабощения церкви государством.

На следующий день, 5 марта, синод распорядился, чтобы во всех церквях Петроградской епархии многолетие Царствующему Дому «отныне не провозглашалось». [...]

6 марта решено было во всех храмах империи отслужить молебны с возглашением многолетия «Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея».

Высшее российское духовенство также внесло изменения в содержание богослужебных книг. К числу изменений, внесённых в богослужебные книги следует во-первых отнести существенные правки в тексте Литургии, включая не только тексты ектений, но и текст евхаристической молитвы. Но самым страшным изменением чина Литургии было изъятие Царской частицы, которая полагалась на Дискосе во время Проскомидии между частицами за святых Небесной Церкви и частицами Церкви Земной воинствующей. Положение этой частицы не случайно. Царь, Помазанник Божий, является олицетворением связи земного царства с Царством Небесным. Он защитник веры и гарант послушания своего народа воле Божией - «Сердце Царево в руце Божией» (Притч. 21:1)

Акт изъятия Царской частицы называют ещё «революцией на Дискосе». Изъятая частица свидетельствует об отъятии благословения Божьего от обезумевшего взбунтовавшегося народа. Таким образом свершилось пророчество апостола Павла, записанное во втором послании к Солунянам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2:7)

Этот отрывок блаженный Феофилакт Болгарский комментирует следующим образом: «То есть когда будет взято от среды римское государство, тогда он (антихрист - прим. авт.) придет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть.»

Римская империя была разрушена, но удерживающая сила её перешла к Византийской Империи, а от неё к Русской, ибо не даром говорят: «Москва - Третий Рим». Когда же не стало и этого удерживающего, тайна беззакония вошла в силу. Такого коллективного беснования и беспредельной жестокости в народах, какие случились в двадцатом веке, мир еще не видывал.

Исправление богослужебных текстов не пощадило и тропарей, которые были у всех на слуху. Например, тропарь Кресту был написан в 8 веке святителем Косьмой Маиумским и звучал следующим образом: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.»

Шестнадцать веков подряд Церковь молилась за благоверных Царей - и вдруг перестала. Вполне очевидно, что подобное событие является событием вселенского масштаба, и оно не может не иметь самых негативных последствий для истории всего человечества.

Неудивительно и то, что также вышел из употребления чин анафематствования в Неделю Торжества Православия. В одиннадцатом члене этого чина было записано следующее:

«Помышляющым, яко Православнии Государи возводятся на Престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются; и тако дерзающым противу их на бунт и измену, анафема.»

Кроме этой анафемы русский народ попал и под клятву, данную нашими предками в 1613м году на верность Дому Романовых. Эта клятва звучала следующим образом:

«Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления — Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы.»


Избрание Михаила Федоровича на царство. Нестеров М. В. 1886г.

Вопрос о нарушении соборной клятвы верности Дому Романовых встал крайне остро в среде верующих. Многие из них обратились с этим вопросом к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. В отношении этого вопроса состоялось шесть заседаний.

Вот что пишет об этом доктор исторических наук, профессор М.А. Бабкин: «[Заседания начались со следующего письма]: оно было написано крестьянином Тверской губернии М.Е. Никоновым и адресовано архиепископу Тверскому Серафиму (Чичагову). […] В письме автор говорил: "[…] Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции. Неведомо нам сей причины. Страха ли ради Иудейска? Или по влечению своего сердца, или по каким-либо уважительным причинам, но всё-таки поступок их в верующих произвёл великий соблазн, и не только в православных, но даже в среде старообрядцев. Простите меня, что коснулся сего вопроса – не наше дело о том обсуждать: это дело Собора, я только поставил на вид народное суждение. В среде народа такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. […] Православный русский народ уверен, что Святейший Собор в интересах Святой матери нашей церкви, отечества и Батюшки Царя, самозванцев и всех изменников, поругавшихся над присягой, предаст анафеме и проклятию с их сатанинской идеей революции. […] Не простая же комедия совершаемый акт Священного Коронования и помазания Святым миром царей наших в Успенском Соборе [Московского Кремля], принимавших от Бога власть управлять народом и Тому Единому отдавать ответ, но никак не конституции или какому-то парламенту».


Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. Картина Серова В.А. (1897)

Письмо было передано владыкой Серафимом в Соборный совет. На четвёртом заседании выступил профессор Московской духовной академии С.С. Глаголев с такими словами:

«При обсуждении вопроса о нарушении присяги бывшему государю Императору Николаю II-му нужно иметь в виду, что произошло не отречение Николая II-го, а свержение его с Престола, и не только свержение его, но и самого Престола (принципов: православия, самодержавия и народности). Если бы государь по доброй воле удалился на покой, то тогда не могло бы быть речи о клятвопреступлении, но для многих несомненно, что в акте отречения Николая II-го момента свободной воли не было.

Факт нарушения присяги революционным путём спокойно приняли: 1) по страху – несомненные консерваторы – некоторая часть духовенства и дворянства, 2) по расчёту – купцы, мечтавшие поставить капитал на место аристократии рода, 3) люди разных профессий и классов, верившие в различной мере в благие последствия переворота. Эти люди (с их точки зрения) ради предполагаемого блага совершили действительное зло – нарушили слово, данное с клятвою. Виновность их несомненна; можно лишь говорить о смягчающих обстоятельствах, если таковые найдутся. […] Отрекался и [апостол] Петр, но он принёс достойные плоды покаяния. Нужно и нам одуматься и принести достойные плоды покаяния».

Итак, мы видим, что вина за отречение от Помазанника Божьего охватила весь народ, все сословия, не обошла она и церковь и её первоиерархов. Виновато, конечно, и командование армии, и дворянство, и государственные чиновники. Уместно в связи с этим вспомнить слова Фёдора Ивановича Тютчева, русского поэта и государственного деятеля, сказанные им в отношении видных чинов, на которых Царь должен был опираться в управлении государством.

Тютчев пишет: «Я, право, не знаю, стояло ли когда-нибудь во главе какого бы то ни было общества что-либо столь же посредственное в отношении души, характера и ума, как то, что стоит во главе нашего. Всё, что я примечаю, всё, что я слышу вокруг себя, внушает мне как бы предчувствие невероятной подлости, которая ещё назревает и, чтобы осмелеть, ждёт новых осложнений, но которая в данный момент не преминет разразиться открыто…»

Эти пророческие слова написаны в 1868 году, в год рождения Цесаревича Николая Александровича. Вот какое государство он получил в наследство при рождении. В таком окружении предстояло будущему Государю управлять страной. Это те люди, с которыми он в дальнейшем придёт в полное непонимание, и которые в самый ответственный для страны момент предательски потребуют его отречения. Это те, о ком он напишет в своём дневнике: «Кругом измена и трусость и обман!»

Как же можно ожидать от такого окружения должного исполнения царских указов, и как можно при всём при этом возлагать вину за государственные нестроения на Царя? Некоторые считают, что он был в силе отстранить плохих чиновников от управления государством, но система прогнила настолько, что для этого ему понадобилось бы полностью уничтожить всё дворянское сословие. Милостивый Государь не мог позволить себе таких репрессий. Это противоречило его отцовской роли по отношению к своим подданным. Суд Божий над дворянским сословием, и не только над ним, свершился, но руками совсем других людей.

Споры о вине Государя в отречении от Престола не утихают и по сей день. Особенно жарко эти споры разгорелись в период прославления Царской Семьи. Некоторые авторитетные люди были против этого прославления, но когда оно всё-таки состоялось, смирились с ним, предложив такую формулировку: «Царь был слабый, но мужественно перенёс страдания и смерть, в связи с чем Церковь сочла возможным прославить его в лике страстотерпцев.»

Однако существует и другая точка зрения на личность Царя-Мученика Николая ΙΙ. То, что одни воспринимают как слабость, другим видится как смирение и кротость. Так, например, старец Николай Гурьянов говорил, что мы согрешили против смиреннейшего и кротчайшего Царя.

Вот стихи Сергея Бехтеева на эту тему:

Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,
За то, что не хотели чтить
В своей безсовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни
Благой и мудрой старины.
За то, что нехристям в угоду
Преступный замысел творя,
Себе мы прочили свободу
И свергли Ангела-Царя.
И тем, покрыв себя позором,
Дерзнули клятву осквернить,
За всех нас данную Собором,
Во век Романовым служить.
И вот за этот грех великий
Страдаем всюду мы теперь,
И Русью правит деспот дикий,
Безчеловечный, лютый зверь.
И долго будем мы томиться
Под нам ниспосланным Крестом,
Пока в душе не совершится
У нас великий перелом,
Пока от зол мы не очнемся,
И, приведя наш бунт к концу,
К Царю мы, каясь, не вернемся,
Как дети блудные к Отцу.

Поэт Сергей Бехтеев называет Николая ΙΙ Ангелом-Царем. Существует множество достоверных исторических свидетельств, подтверждающих это. Например, по воспоминаниям полковника Владимира Олленгрена, который воспитывался в обществе Николая ΙΙ в возрасте 8-11 лет, уже в раннем детстве Царь-Мученик Николай ΙΙ, а тогда еще маленький Ники, научился глубоко и искренне сопереживать библейскому повествованию о Страстях Христовых, о том, как Христос был предан своим народом и убит руками тех, кому Он всю жизнь благодетельствовал. Юный Государь сопереживал всем тем событиям в жизни Христа, которые впоследствии произойдут и в его собственной жизни.

Существует множество самых трогательных воспоминаний о милосердии Государя, в том числе и о его заботе о простых солдатах, о раненых. Многие из них собраны в книге «Сердце Царево в руце Божьей».

Мы же должны переходить к самой важной теме. Это тема мученического подвига, на который Государь шёл осмысленно и сознательно. Самое главное воспоминание на эту тему принадлежит Петру Аркадьевичу Столыпину. Оно записано в книге Сергея Нилуса «На берегу Божьей реки». Вот что пишет Сергей Нилус:

«Это было в 1909 году. Однажды Столыпин предлагает государю важную меру внутренней политики. Задумчиво выслушав его, Николай II делает движение скептическое, беззаботное — движение, которое как бы говорит: "это ли или что другое — не все ли равно?!" Наконец он говорит тоном глубокой грусти:
— Мне, Петр Аркадьевич, не удается ничего из того, что я предпринимаю.
Столыпин протестует. Тогда царь у него спрашивает:
— Читали ли вы жития святых?
— Да, по крайней мере частью, [...]
— Знаете ли вы также, когда день моего рождения?
— Разве я мог бы его не знать? 6 мая.
— А какого святого праздник в этот день?
— Простите, государь, не помню!
— Иова Многострадального.
— Слава Богу! Царствование вашего величества завершится славой, так как Иов, смиренно претерпев самые ужасные испытания, был вознагражден благословением Божиим и благополучием.
— Нет, поверьте мне, Петр Аркадьевич, у меня более чем предчувствие, у меня в этом глубокая уверенность: я обречен на страшные испытания, но я не получу моей награды здесь, на земле. Сколько раз применял я к себе слова Иова: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов. 3, 25).

В другом месте, перед важным решением, много молившись, Он сказал:
— Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да совершится воля Божия!»

Итак, мы видим, что Государь сам говорит о себе, как об искупительной жертве. Но и это ещё не всё. Вот видение святителя Макария (Невского), записанное в той же книге Сергея Нилуса.

Святитель вспоминает:

«— Вижу я [..] себя стоящим в [громадной арке, разукрашенной цветами], а за нею со Спасителем стоит государь Николай Александрович. Спаситель говорит государю: — Видишь в Моих руках две чаши: вот эта горькая — для твоего народа, а другая, сладкая — для тебя.

Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил его государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух.

На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит:

— Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен.»

Говоря об искупительной жертве Государя Императора Николая ΙΙ, мы должны быть крайне осторожны. Ведь тема искупления - это одна из самых сложных богословских тем в христианстве. Важно помнить, что Государь совершил человеческий подвиг, подобный подвигу других христианских мучеников, однако есть в его подвиге и нечто такое, что делает этот подвиг из ряда вон выходящим.

Всякий христианский мученик подражает Христу, но такой степени иконографического подобия, какая есть между подвигом Христа и подвигом Государя Николая ΙΙ, мы не найдём больше нигде в истории христианства. Кто ещё может так глубоко понять Христа Спасителя, Помазанника Божьего, Царя Израилева как не другой Помазанник, Царь православный, которого святитель Дмитрий Ростовский дерзает называть Христом Господним?

Давайте проведём параллели между подвигом Христа Спасителя и подвигом Царя-Мученика Николая ΙΙ.

  1. Христос отвергается земного царства, Он отказывается быть земным Царем Иудейским, диктатором - таким, каким его хотели видеть все, кричавшие Ему: «Осанна!». Государь Николай ΙΙ также отказывается от диктатуры и отрекается от земного царства.
  2. Христос идёт на мученический подвиг добровольно и сознательно. Государь, как мы видим из ряда свидетельств, также идёт на подвиг добровольно и сознательно.
  3. Христос предан и осуждён своим народом. Государь также предан и осуждён своим народом.
  4. Христос был предан поцелуем Иуды. Государя Николая II также целовали его предатели «на прощание». Это произошло в Могилеве 8 марта.
  5. Апостолы бросили Христа, а апостол Петр даже отрёкся. Святители и архиереи Русской Церкви не встали на защиту Государя, но также отреклись от него, приветствуя Временное Правительство. Многие из них в последствии принесли в этом Петрово покаяние.
  6. Христос был судим, и на Нем не было найдено ни одной вины, а осудили его только за то, что Он признал Себя Христом. Государь также был судим Временным Правительством, и следственная комиссия при всем желании не смогла найти на нем ни одной вины. Заключение комиссии дословно звучало так: «Император чист как кристалл». Однако, несмотря на это он был осуждён и казнён только за то, что был Царём, Помазанником Божиим.
  7. Вместо Христа на волю был отпущен разбойник Варавва. Вместо Государя Николая ΙΙ и его семьи на волю были отпущены тысячи отпетых уголовников, т.н. «птенцы Керенского».
  8. Ещё до смерти Христос был подвергнут нравственным унижениям. Над Ним издевались как над Царём. Подобным же унижениям подверглась и Царская Семья. Особенно эти издевательства усилились в Ипатьевском доме. Подробности приводить здесь не буду.
  9. Христос прощает своих распинателей и молится за них. Государь также прощает всех своих предателей и молится за них. Об этом свидетельствует письмо Великой Княжны Ольги Николаевны из Тобольска: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...»
  10. Христос встал во главе целого сонма христианских мучеников, последовавших за Ним в первые века христианства и до наших дней. Государь встал во главе сонма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
  11. Благодаря жертве Христа всё человечество спасено от смерти и власти греха. Благодаря жертве Императора и Царской Семьи по словам святителя Макария (Невского) «русский народ прощен». Мы видим, что несмотря на предательство и цареубийство жизнь Русской Православной Церкви не пресеклась, но, наоборот, церковь украсилась тысячами святых мучеников и преподобных старцев.

Хочу закончить свой доклад стихами Сергея Бехтеева:

Шумит народ, тупой и дикий,
Бунтует чернь. Как в оны дни,
Несутся яростные крики:
"Распни Его, Пилат, распни!

Распни за то, что Он смиренный,
За то, что кроток лик Его.
За то, что в благости презренной
Он не обидел никого.

Взгляни - Ему ли править нами,
Ему ли, жалкому, карать!
Ему ли кроткими устами
Своим рабам повелевать!

Бессилен Он пред общей ложью,
Пред злобой, близкой нам всегда,
И ни за что к Его подножью
Мы не склонимся никогда!"

И зло свершилось! Им в угоду
Пилат оправдан и омыт,
И на посмешище народу
Царь оклеветан... и... убит!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нависла мгла. Клубятся тени.
Молчат державные уста.
Склонись, Россия на колени
К подножью Царского Креста!

Доклад подготовлен Обществом Святых Царственных Мучеников и Анны Танеевой в Хельсинки по материалам сайта «Самодержавная Русь» samoderzhavnaya.ru

Комментарии

28.05.2018   Ирина Мясникова
Спаси Господи! В псалмах и пророчествах многих тоже преломляется судьба и подвиг Государя. Уподобление Господу Иисусу Христу, упование на Божию волю до такой степени, что трудно и представить, и при этом – царь, Помазанник Божий…

От кого:

Комментарий:

Чтобы отправить сообщение, нужно отгадать хотя бы одну загадку:

Четыре ходоста, два бодоста, седьмой хлебестун.
Шёл долговяз, в сыру землю увяз.
Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла...

Регистрация на сайте с Вашего браузера невозможна. Попробуйте обновить эту страницу один-два раза клавишей F5. Если это сообщение не исчезнет, необходимо включить "cookies".