Старец Филофей и понятие "Москва – Третий Рим"

Скопировано с сайта "Русская идея" с сокращениями

Читайте послания старца Филофея в оригинале и переводе.

15/28 мая Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь отмечает память псковских преподобных Ефросина (1386–1481), основателя обители, и ученика его Серапиона (†1480).

Монастырь этот, расположенный в 27 км от Пскова на дороге в Гдов, – не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России он имеет большое значение, поскольку с этим монастырем оказалось связано в нашем культурно-политическом обиходе понятие "Москва – Третий Рим".

Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место прибыл монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин (в міру Елеазар) был младшим современником преподобного Сергия Радонежского и по духу – одним из его многих преемников. Он родился в 1386 г. в местечке Виделебье («видеть Бога»), получил хорошее образование, был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь (было это незадолго до Флорентийской унии) и там был принят самим Константинопольским Патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил прп. Евфросину список Цареградской иконы Божией Матери.

Этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе, когда происходило разделение Церкви на западную и восточную в XI в., икона эта считалась хранительницей Второго Рима. На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя – образ Духа Святаго, одной ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося.

...

В 1918 г. убита Царская семья, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется. ...

Лишь в 2000 г. Спасо-Елеазаровский монастырь был передан Церкви. Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская. Ее туда передал отец Николай Гурьянов с Талабского острова[1], она была написана в Спасо-Елеазаровом монастыре и хранилась сорок лет в алтаре его храма. Привезенный же из Константинополя список не сохранился, но известно, где он находится. Когда шведы однажды разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и Цареградскую икону, однако Господь не позволил им уйти, корабли их затонули в Псковском озере. Так что икона не ушла из пределов России, она покоится на дне озера, которое с тех пор освящено этой святыней.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
тел. (811-2) 199-558

Старец Филофей

Выдающимся подвижником Спасо-Елеазаровой обители и, как предполагают, учеником Ефросина, был старец Филофей (предположительно 1465–1542), о жизни которого, несмотря на нынешнюю громкую славу его формулы "Москва – Третий Рим", к сожалению, мало что известно.

Перенесение преподобным Евфросином из Второго Рима Цареградской иконы Пресвятой Богородицы не было, конечно, единственным знаком преемственности Руси от павшей Византии как переходящего вселенского царства – мистической Римской империи. Было и много других таких знаков, включая династические браки, породнившие Рюриковичей с византийскими Царями. Но старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей считается первым, кто выразил эту идею в аргументированном письменном виде: «Москва – Третий Рим», – и пророчески добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Эти слова говорят о несомненном пророческом даре старца Филофея, ибо в те времена было еще далеко не очевидно, что Царство русское есть последняя христианская империя на земле, за которой, согласно пророчеству пророка Даниила, наступит вечное царство Христа. Лишь в ХХ веке на нашей планете, вполне освоенной "тайной беззакония", стало очевидно, что «четвертому Риму не бывать».

Наиболее известным и крупным сочинением Филофея является его послание дьяку (государственному чиновнику высокого ранга) Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину с опровержением астрологии (1523–1524). Старец подчеркивает, что не звезды влияют на судьбы людей и народов, а их верность истине или отпадение от нее. И иллюстрирует это судьбою первого и второго Рима.

Первый Рим стал христианским при Царе Константине Великом, который практически одновременно основал Второй Рим в восточной части империи. И после падения первого Рима под ударами варваром Второй Рим стал несомненной столицей православного вселенского царства. Впоследствии папы Римские претендовали на восстановление Римской империи, но легитимных прав на то так и не получили, а с отколом в латинскую ересь земного господства и вовсе перестали принадлежать к Православию. Второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии с латинянами, отступив от Православия, а затем и понес за это наказание в виде разгрома от турок. Ответственность за судьбу Православия легла на Русь, которая в религиозном смысле уже давно, с Крещения в 988 г., была частью Византийской империи.

Об этой очевидной преемственности старец Филофей напоминал и в послании Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».

Оглашая эту "московскую" идеологию, пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди псковских лесов, сыграла свою духовную роль и в объединении русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы (присоединение Пскова произошло именно в ту эпоху: в 1510 г.). Выразителем этой идеи был игумен Филофей, заявивший о решительной поддержке московского Великого князя как "броздодержателя святых Божиих престол". В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

Помимо благотворного влияния на укрощение псковского сепаратизма в соперничестве Пскова и Москвы, идея Третьего Рима, несомненно, имела значение и для победы над ересью жидовствующих (Филофей упоминает о ней). В 1484–1504 гг. архиепископом Новгородским и Псковским был святитель Геннадий – непримиримый борец с ересью, который, разумется, был знаком с Филофеем как своим видным епархиальным клириком. Сочинения старца Филофея переписывались и в Волоколамском монастыре другого возглавителя борьбы с жидовствующими, – несомненно, прп. Иосиф Волоцкий аргументировал при этом идеологией "Москва – Третий Рим" с утверждением московского Православия истинным, отвергнувшим униатские и прочие заблуждения. Прп. Иосиф Волоцкий еще до Филофея напоминал вступившему на престол Василию III и о его преемственной ответственности за судьбу Православия после того, как царство Римское «иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша».

Но рассуждать здесь о чьем-то первенстве или об "открытии" особого смысла нет: это преемственное самосознание Руси после гибели Второго Рима было тогда естественным и всеобщим, что выразилось и во многих дошедших до нас летописных источниках, например: "Повесть о Флорентийском Соборе" Симеона Суздальца (около 1441 г.), "Повесть о белом клобуке" и "Повесть о взятии Царьграда" (обе – вторая половина XV века), послание ростовского архиепископа Вассиана Великому князю Иоанну III на Угру (1480). Еще более конкретно эта мысль выражена в Пасхалии митрополита Зосимы 1492 года. Все это появилось до упомянутых текстов старца Филофея, но его заслуга состоит в наиболее аргументированном обосновании этой преемственности.

Использованы материалы:
Статья Н. Огудиной
http://www.pravoslavie.ru/put/spaso-eleazarovskij.htm
Доклады и выступления игумении Елисаветы (Беляевой)
Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). М., 1998.
Послания старца Филофея

[1] Отметим, что остров этот ныне все еще называется именем большевика Яна Залита, который был организатором революционного Совета, в 1918 г. был убит белогвардейцами и потому было решено переименовать Талабские острова в честь этого и других большевиков.

Дарья Манохина 15 лет, "Третий Рим", запись 22 октября 2009 г.

Комментарии

05.11.2018  
❤❤❤
05.10.2017   Александр
Третий Рим!!!

Второй Вселенский Собор – правило третье:

Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим.

Четвертый Вселенский Собор – правило двадцать восемь:

Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем.

Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския Церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами.

А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго.

Шестой Вселенский Собор – правило тридцать шесть:

Возобновляя законоположенное стопятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима.

Таким образом: после того, как Римская церковь впала в ересь и отпала – из них двоих – православным остался только Константинопольский патриархат, который из-за того, что он являлся новым, т.е. вторым Римом – тем самым унаследовал все то, что ранее принадлежало древнему, т.е. первому Риму, а соответственно: он тем самым стал главным;

И поскольку: в состав Константинопольского патриархата входила Русь, т.к., после того, как Русь приняла крещение от Константинополя, он ставил над ней митрополита – Константинополь и Русь были одной церковью, т.к. Русь была его митрополией.

Однако: в 1439 году во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей – западной и восточной.

Этого желали Византийский император и патриарх, для того, чтобы заручиться поддержкой, т.е. помощью Римского папы в борьбе против турок (мусульман) теснивших Византию.

На соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем православная должна была признать и догматы католиков.

За православной церковью сохранялись лишь ее обряды.

На Флоренский собор прибыл и Московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед собором Константинопольским патриархом.

Он открыто примкнул к унии.

По возвращении митрополита в Москву состоялся собор Русского духовенства, который нашел действия митрополита не правильными и он был низложен.

После чего собором Русских епископов был избран в митрополиты архиепископ Рязанский Иона, который был поставлен в 1448 году уже без утверждения Константинопольского патриарха.

Таким образом: когда Константинополь соединился с еретиками – он отпал от православия, но не весь, ибо: одна его митрополия – отвергла унию с еретиками, а потому: осталась православной, имя ей: Русь.

Поступив так, Русь тем самым унаследовала всю полноту Константинопольской церкви, а соответственно: она тем самым стала новым, т.е. третьим Римом...

Когда же Константинополь обратился – он уже не был в праве главенствовать над Русью, ибо двадцать шестое правило шестого Вселенского Собора гласит:

Благословлять же другаго, долженствующему врачевать собственные язвы, не подобает.

Ибо благословение есть преподаяние освящения: но кто его не имеет, по причине греха неведения, тот как преподаст другому?

Вот почему: Иоанн III (Великий) провозгласил Русь третьим Римом и утвердил Двуглавого Орла, как Символ Руси, Который ранее был Символом Константинополя и в 1589 году при участии Константинопольского патриарха – на Руси был учрежден патриарший престол.

В связи чем: все то, что когда-либо было сказано отцами о первом и о втором Риме, как следствие: сказано ими о третьем Риме, которым является Москва, а соответственно: Россия, а так-же: все то, что когда-либо было сказано ими о епископах первого и второго Рима, как следствие: сказано ими о епископе третьего Рима, которым является патриарх Московский и всея Руси.

Таким образом: Москва, а соответственно: Россия является Священным Римом..., и поскольку: Россия является Империей – Российская Империя является Священной Римской Империей. ...

https://vk.com/topic-94984550_31782644
08.10.2015   Р.б. Ксения
Как сохранить сейчас и передать детям ? Как не уклониться в сторону, не имея рядом указующих богоносных ? За святую Русь болит душа. Спаси Господи создателей и редакторов сайта .

От кого:

Комментарий:

Чтобы отправить сообщение, нужно отгадать хотя бы одну загадку:

Шёл долговяз, в сыру землю увяз.
Четыре ходоста, два бодоста, седьмой хлебестун.
Много, много окон в нем. Мы живем в нем. Это...

Регистрация на сайте с Вашего браузера невозможна. Попробуйте обновить эту страницу один-два раза клавишей F5. Если это сообщение не исчезнет, необходимо включить "cookies".