Правление Иоанна Грозного

Скопировано с сайта "Русская идея" с сокращениями

Иоанн IV Васильевич (25.8.1530–18.3.1584), первый Великий Князь (с 1533), официально помазанный на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепивший преемственность от Византийского Второго Рима. Правление его врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова "Грозный" на все европейские языки сделан тенденциозно – как "ужасный", хотя "грозный" по-русски означает скорее "строгий", "грозящий" и не содержит отрицательной оценки.

Первый период правления рано осиротевшего молодого Царя проходил под исключительным влиянием св. митрополита Макария, при котором началась славная эпоха Земских Соборов (Стоглавый Собор – важная веха в духовной жизни Руси), выпущен "Судебник" (эта реформа судопроизводства дала возможность каждому защищать себя в суде; смертная казнь применялась только после рассмотрения дела Государем), возросла роль местного самоуправления народа посредством выборных людей; положено начало книгопечатанию и создана государственная система общеобразовательных школ.

Царь Иоанн IV положил конец беспокоившим Русь рабовладельческим ханствам, Казанскому (1552) и Астраханскому (1556), освободив оттуда сотни тысяч русских пленников. В 1560 г. русские войска одержали победу над Ливонским орденом, вернув на некоторое время старые русские города Колывань (Ревель), Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) и др. (К сожалению, во второй период его царствования они были утрачены вследствие проигранной войны.) При Иоанне Грозном началось освоение Сибири (поход Ермака 1581–1582). Было основано 155 городов и крепостей.

Кончина митрополита Макария и любимой жены Анастасии (1560, она была отравлена), а также циничные намерения боярства, в очередной раз проявившиеся при тяжело больном Царе в 1553 г. (бояре отказались присягать его сыну), – все это изменило поведение Царя, делая его более жестким. Он начал расправляться с виновными и подозреваемыми, что в свою очередь увеличивало число его противников.

В апреле 1564 г. князь Андрей Курбский, близкий соратник и наместник Царя в Дерпте, перебежал к литовцам, обвинив Царя в жестокости, и возглавил одну из польских армий в походе против Руси; в 1564–1679 гг. вел затем известную полемическую переписку с Царем... Немалая часть боярства симпатизировала Курбскому. В декабре 1564 г. Царь покинул Москву в сопровождении верных ему людей с женой и детьми... Поездив по окрестным монастырям, Царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы, где 3 января 1565 г. объявил о сошествии с престола из-за гнева на бояр...

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица взолновалась народными сходками: «Государь нас оставил, – вопил народ. – Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна править, никого не жалея и ничего не страшася... 2 февраля Царь торжественно вернулся в Москву и приступил учреждению опричнины (особого войска с особой территорией и управлением) – как карательного органа против изменников. Остальная часть государства получила название земщины. [...]

В 1572 г. опричнина была отменена, хотя рецидивы ее продолжались и в дальнейшем. В 1575 г. Царь вновь "сошел с престола", поставив во главе земской части России "царем" крещеного касимовского татарина Семена Бекбулатовича – чтобы показать этим: недостойна земщина иметь Царем Иоанна Грозного. [...]

Иоанн Грозный обладал глубоким видением вселенского призвания Русского православного царства как удерживающего Третьего Рима, потому и стал первым Русским Царем-Помазанником, официально венчанным на Царство – то есть самым настоящим преемником Царей Второго Рима, "удерживающим". Возможно именно поэтому сатана обратил на первого Русского Царя свои ожесточенные атаки (он их всегда направляет против ведущих духовную брань). [...]

Царь Иоанн Грозный прожил всего 53 года, видимо, тоже был отравлен (в его останках найдено повышенное содержание ртути). В последние часы жизни был пострижен в монахи и наречен Ионою. ...

Михаил Назаров

Грозный о самодержавии

Иоанн Грозный известен своими глубокими суждениями о смысле царской самодержавной власти. В своей полемике с бежавшим на Запад А. Курбским Царь подчеркивает, что порицание его поступков на основании народного права других стран (указываемых Курбским) – не имеет значения. «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят подданые ["работные"], так и поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможе».

Как-то Грозный передал и польскому королю Стефану Баторию (избранному по решению шляхты) через его послов: «Государю вашему Стефану в равном братстве с нами быть не пригоже». Ибо: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению»...

Ответственность же Царя – перед Богом, нравственная, впрочем для верующего вполне реальная, ибо Божья сила и наказание сильнее царского... «Судиться же приводиши Христа Бога между мною и тобою, и аз убо сего судилища не отметаюсь». Напротив, этот суд над Царем тяготеет больше, чем над кем-либо. «Верую, – говорит Иоанн, – яко о всех своих согрешениях вольных и невольных, суд прияти ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвластных мне дать ответ, аще моим несмотрением согрешают».

(По статье П. Будзиловича, "Имперский вестник")

Цитата с сайта "Москва - Третий Рим"

За время своего правления св. Царь Иоанн Грозный возвёл более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты, основал свыше 60 монастырей, было прославлено 39 русских святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. св. благоверный князь Александр Невский.

При Иоанне Грозном было построено 155 крепостей и 300 новых городов, население России выросло с 2,5 млн. до 4,5 млн. человек.

За время правления Царя Ивана IV Васильевича Грозного государственная территория России увеличилась почти в два раза, к России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирские царства, а также Нагайя и часть северного Кавказа. Русская держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы, по всем рубежам России был установлен крепкий мир с огромным потенциалом для России.

Была предпринята попытка создать первый российский флот. Проведены судебная и административная реформы, равным которым тогда не было во всем мире. Организована сеть образовательных учреждений. Были изданы Степенная книга; Лицевой Летописный Свод; Судебник; Стоглав; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима.

Дополнения от редакции: Иоанн Грозный заложил основы земского местного выборного самоуправления, ввёл суд присяжных, ввёл бесплатное начальное образование (церковные школы), отменил рабский труд (источник – «Судебник» Ивана Грозного). Иоанн Грозный является автором богослужебных стихир, которые поются в православных храмах и в наши дни.

Видеоролики из серии "История Государства Российского", относящиеся к периоду правления Иоанна IV [*]:

[*] От редакции: Мы не приводим здесь серии, содержащие в себе хулу на Иоанна Грозного. Более подробная аргументация и мнения авторитетных историков на эту тему приводятся нами в разделе "В защиту оклеветанных".

Если кратко, вот комментарий одной из посетительниц сайта clubs.ya.ru. Татьяна пишет: "Очень характерный факт, и не только в отношении русского Царя, но всей русской истории: по Европе тогда ходили клеветнические агитки, в которых писалось, что русский Царь Иван Грозный – пьяница и развратник, а все его подданные – такие же дикие уроды. Зато в наставлениях послам (они же должны знать правду!) указывалось, что Царь – трезвенник, «неприятно умён» (неприятно – для поляков, которым не удавалось его задурить), пьяных не выносит категорически и даже запретил распитие алкоголя в Москве, в результате чего «нажраться» можно только за городом, в так называемых «наливках» (месте, где наливают). Об этом можно прочесть в исследовании Казимира Валишевского «Иван Грозный» (Франция)".

К величайшему сожалению, эти агитки были восприняты Николаем Михайловичем Карамзиным за историческую правду и систематизированы в виде целостного образа царя-злодея. Мы вынуждены были изъять из списка те серии, в которых воспроизводится подобная клевета.

Комментарии

21.05.2013   Иван
Почему ни где не написано что сделал для Руси Иван Грозный? Кто знает пожалуйста напишите.
17.09.2012   Димитрий.С
сравнить хотя бы с Варфоломеевской ночью...
Дара возьми хотя-бы Стокгольмскую кровавую баню...
17.09.2012   Димитрий.С
Иоанн Васильевич Грозный - благодетель РУСИ! Только один царь сделал столько-же (Петр 1). Много про Иоанна 4-го наклепали жиды - все не правда.
СПАСИ ГОСПОДИ РУСЬ ПРАВОСЛАВНУЮ ОТ ИГА ЖИДОВСКОГО!!!
21.06.2012   Димитрий
Я тоже считаю, что Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный святой, специально жиды и им подобные оклеветали!При его правлении столько Святых на Руси было и помогали ему в битвах и походах (Димитрий Прилуцкий в Казанском походе)!!!СПАСИ ГОСПОДИ РУСЬ ПРАВОСЛАВНУЮ ОТ ИГА ЖИДОВСКОГО!!!
06.06.2012   Дара
Спасибо, поддерживаю... не запомнила в каких годах проводилось исследование останков Иоанна и его сыновей, помню что, сын Иоанна умер от отравления мышьяком, и никаких черепно-мозговых травм не наблюдалось. Еще одна дикая ложь истории... при правлении Иоанна погибло 3 с чем-то тысячи человек, это все и казненные и пострадавшие от опричнины... сравнить хотя бы с Варфоломеевской ночью...