Скопировано с сайта Столетие
фото Александра Сетракова
Отец Василий Ермаков (1927-2007) был одним из самых уважаемых и любимых народом священников Санкт-Петербурга (Ленинграда). Много лет он был настоятелем церкви преподобного Серафима Саровского Чудотворца на Серафимовском кладбище. Мы публикуем главы из книги духовного чада батюшки, художника-иконописца Вячеслава Михайловича Некрасова «Держись за меня и радуйся».
Я, русский отрок, говорю вам…
Яблочный Спас. Какое-то веселье в воздухе. Батюшка бродит с народом в своем летнем, с легким персиковым оттенком, подряснике. Никуда не торопится.
Возникает женщина из «серафимовских кинематографистов»:
- Батюшка, мы снимаем ролик для наших русских эмигрантов. Скажите несколько слов для русских людей заграницей...
Батюшка приосанился, глянул в камеру:
- Гм... Дорогие русские люди, я, старый священник, хочу вам сказать... Есть такое мнение, у вас там заграницей особенно, что все священники в России, как говорится, «на красной подкладке»... Ложь! Обман! Неправда! Я, например, никогда не служил большевикам.
Тут он наклонился и поймал пробегающего мальчика лет девяти, потом достал из чьей-то корзинки большую желтую грушу, дал ему в руки:
- На, ешь грушу.
И поставил парня прямо перед собой:
- Артемий, смотри сюда, в камеру, и повторяй за мной: «Дорогие русские люди, я, русский отрок Артемий, говорю вам...»
Артемий помялся:
- Дорогие русские люди, я, русский отрок Артемий, говорю вам...
- Вот вы видите нас сейчас, видите, как у нас хорошо, приятно, какая благодать...
Артемий повторил. Он совсем забыл о груше. Ему шепчут вокруг - грушу-то ешь! И батюшка тоже:
- Грушу-то ешь... Так, давай дальше: «Дети России, не забывайте Бога и родное Православие! Приезжайте к нам, на Родину - будем вместе возрождать нашу Мать-Россию».
Артемий уже увлекся грушей. Она была переспевшая, медовая.
- Приезжайте... Будем вместе... э-э-э… Возрождать Россию...
- Я, отрок Артемий, говорю вам... Давай!
- Я... отрок Артемий... - тут он совсем углубился в грушу. Он вдруг распробовал ее окончательно. - Говорю вам... - больше он не произнес ни слова.
Все улыбались. Съемки на этом закончились. Подходили и подбегали новые люди, батюшка уже говорил о другом, Артемию было все равно — он ел свою грушу...
Увидели ли это русские люди на Западе? Хорошо бы...
Одни убогие
Мать приехала в гости к дочери в Санкт-Петербург. Дочь - духовное чадо отца Василия, а следовательно они через два дня оказалась на Серафимовском. Мать была поражена. Вокруг очень много, во-первых, мужчин, во-вторых, мужчин солидных, даже, кажется, очень солидных. Хорошие, дорогие костюмы, белые рубашки, галстуки... Много интеллигентных пожилых дам, какие-то волосатики в очках - возможно, доктора наук. Встречаются мужчины с выраженной военной выправкой в штатском.
А вокруг запах ладана... Девушки нежные и чистые, что «невообразимо» в наше время!
Юноши тоже в костюмах - от них просто веет какой-то положительностью и в то же время веселые, разговаривают, шутят. Вокруг цветы... Дети нарядные, в маленьких костюмчиках - и тоже ведь с галстуками - живые, радостные... послушные. Так не бывает!..
Когда на молебне хор запел: «Призри благосердием, Всепетая Богородице...», мать неожиданно для себя заплакала.
По дороге домой она все удивлялась:
- А я думала, что в церковь ходят одни убогие...
Когда через несколько дней возник какой-то спорный вопрос, она сказала:
- А что тут думать? Как батюшка скажет!
Я тебе дам «Царствие ему Небесное»
Лена когда-то была наркоманкой. Кололась с двенадцати лет, бродяжничала. А в двадцать три года она едва не умерла, осталась в живых чудом. Тогда она прибежала во Владимирский храм, упала прямо на паперти в ноги к старосте и упросила взять ее на работу. Без документов, потому что их не было. Там мы с ней и познакомились. Там она впервые услышала про отца Василия...
Прошло какое-то время, и вот однажды «дозу» захотелось нестерпимо... Лена собралась на «точку». Она уже едет, и вдруг возникло сильное желание заскочить, на минуту буквально, на Серафимовское к батюшке.
Вот Ленка сидит с ним на скамейке:
- Батюшка, наркотиков хочу, не могу.
- А кто тебя научил?..
- Да вот такой-то, Царствие ему Небесное...
- Что?! Я тебе дам «Царствие ему Небесное»! Ты куда, неокрепшая, лезешь?!
В результате Лена осталась на всенощную и за наркотиками не поехала. Батюшка ей сказал:
- Тебе вообще надо больше всех в храме быть.
Проповедь
Чувствовалось, что он никогда к ней не готовится, говорит о том, что болит. И это всегда было о «русских людях», о «детях России», о «детях послевоенного времени», о «возрождении России». Он всегда, неизбежно повторяясь, говорил об этом и только об этом. Говорил просто, очень просто, каким-то особым своим языком. Если он говорил о сектантах, например, звучало такое слово - «лжеобман», если о бандитах - то «бандиты жизни, жестоко разъезжающие в иномарках»... Батюшка говорил:
- Он думает, что все ему подвластно, сильнее всего - сила кулака, а сейчас еще - сила пули, забывая о том!.. что вот он пойдет домой, а там уже ждут... стоят ребята... - Батюшка поднимет брови. - Платить-то надо!
Или:
- Ребята, а кто платить будет?
Помню еще:
- Ты летишь на машине, но еще быстрее летит твоя смерть. Тебя убьют! Твои родные будут страдать.
Одну проповедь батюшка начал так:
- За все!.. Надо!.. Платить!
Еще вспоминаю:
- С Богом не надо «на ты» разговаривать.
- Не надо Бога изгонять из своего сердца.
В батюшке очень ярко проявился феномен именно русского юмора, который вызывает не гогот, а вспышку радости и смех, как проявление этой радости.
Здесь подходит выражение - смеется от радости. Невольно я смеялся в душе от радости, когда, например, батюшка делал паузу, а потом серьезно спрашивал:
- Невольно встает вопрос - о чем думают данные личности?
Или:
- А где была голова?
Эти выражения стали поговорками у нас дома и между друзей. Это как бы искорки памяти о батюшке и знак того, что мы - батюшкины.
Один мой приятель сказал, переходя дорогу:
- Говорят, что батюшка не благословляет ходить на красный свет!
Я улыбаюсь:
- Да, я как раз слышал, как батюшка говорил об этом.
- Да?
- Да, он сказал: «Бежите на красный свет - вот и давят вас!»
Казалось бы, чему тут смеяться, но мы идем, радуемся и - смеемся. Это вообще отличало серафимовских - идут из храма веселые и нарядные, как со свадьбы.
После проповеди всегда вспоминаются батюшкины выражения, хотя бы одно, и оно остается в памяти. Про Запад много батюшка говорил. Однажды он начал очень громко и энергично:
- Мы говорим миру Запада! - а потом понизил голос и закончил тихо, по-простому. - Живите у себе.
Вспоминал всегда о коммунистах, об уничтожении более чем ста миллионов русских людей, о том, что Хрущев «хотел показать всему миру последнего меня!» Однажды у нас служил дьякон Андрей Кураев. Батюшка предложил ему сказать слово, и он начал так:
- Как-то еще студентом Духовной академии я оказался на Серафимовском кладбище. Будний день. Вечерня. Народу немного, и вот священник вышел и сказал что-то вроде: «Мои дорогие, спасибо, что вы пришли с нами вместе помолиться. Сейчас время темное, дай Бог вам добраться благополучно до дому, чтобы автобус быстрее пришел, а завтра снова встретимся здесь на литургии». Я, - говорил отец Андрей, - очень удивился: нас учили определенному церковному стилю проповеди, а чтобы слово «автобус» прозвучало - это вообще было неслыханно.
Вот еще очень характерные для батюшки слова:
- Молитесь, верьте, Бог сохранит нас и нашу святую Мать-Россию. Только не падайте духом и никогда не гоните Бога из своего сердца. Знайте, когда вам трудно - вы всегда найдете пример в окружающей жизни, всегда найдете поддержку у близких людей. Вот, мои родные русские люди, дети ХХI-го века, послевоенного времени, храните веру православную, и Бог нас никогда не оставит в нашей жизни.
* * *
Недавно я стоял у батюшкиной могилки, подошла пожилая супружеская пара. Меня удивили слова:
- Ну, восемьдесят лет еще не возраст... - Мужчина задержался, читая выбитые на кресте батюшкины слова из проповеди.
Жена:
- Ну пойдем, все равно не запомнишь!
Мужчина, продолжая читать:
- Запомню. Хотя бы частично...
Америка
Алексей, вятский парень, оказался на жизненном перепутье. И решил, в конце концов, уехать в Америку. Он работал тогда кровельщиком, за спиной имел службу в спецвойсках КГБ. Вообще, он был сильным, независимым человеком. Батюшка говорил о таких:
- Люблю сильных людей. Мне они интересны.
Если кто-нибудь начинал вести себя неправильно, например, ухаживать за его девушкой, Алексей мог спросить:
- А тебе зубы не жмут?
Он случайно оказался на Серафимовском, молчал себе и ремонтировал крышу на нашем храме. Ни с кем он не был знаком, и о своих планах никому не рассказывал. Он не был трудоголиком. Часто сидел один, курил, щурился, как Чак Норрис или Бен Бенцианов, смотрел вдаль на закатное солнце и думал об Америке. А еще он мечтал о карьере художника. Ему хотелось рисовать парусные корабли графитным карандашом по тонкозернистому холсту.
Потушил сигарету, подходит к храму, а там, в принципе, еще не знакомый ему отец Василий, окруженный народом. Батюшка по-свойски положил ему руку на плечо, взял за шею:
- Зачем тебе Америка? Видишь, как у нас хорошо!.. Оставайся с нами.
Еще о проповеди
Хочется еще вспомнить о батюшкиных проповедях. Он всегда твердо, с гордостью говорил:
- Я русский, я православный!
Еще:
- У нас железный закон - суббота, воскресение - в храме!
Часто батюшка говорил о «страшной свободной воле человека». Среди положительных образов была «тихая мирная жизнь».
Я никогда не слышал у других священников о том, что «надо быть хорошим человеком».
- К вам пристают... вот у нас маслице, святая вода оттуда, да оттуда... - проповеди батюшка всегда говорил строго и серьезно. - Вы отвечайте: «У нас все есть!» А если свяжетесь, да еще ночевать домой пустите, то утром можете не проснуться! Время очень нехорошее.
Вспоминаются отдельные фразы. Вот батюшка говорит о человеке-безбожнике:
- От него такое исходит, с ним рядом страшно стоять!
О благодати:
- Нам хорошо. А как хорошо? - спрашивают. - Не знаю, хорошо и хорошо. - Батюшка улыбается. - Как я расскажу?..
Еще вспоминаю:
- Наша жизнь - воробьиный шаг, а дальше - старость, болезни.
Был момент - какие-то «старцы» своими посланиями смущали народ. Они писали о том, что надо закупать продукты, не принимать ИНН, паспорта... Батюшка ужасно возмущался:
- Продукты закупать? А у меня денег нет!.. А где я буду хранить? Они в холодильник не войдут!.. Нам, в нашем храме, Господь дает познание... и если надо будет что-то делать, мы вам скажем, не волнуйтесь. А эти старцы... Они сюда к нам не ходят. Тут сразу откроется их лжедуховность, их полное неверие!
О двадцать первом веке:
- Много искушений будет связано с техникой.
- Будет массовая гибель молодежи. Россию будут поднимать люди 60-ых годов рождения.
Батюшка начинает громко:
- Вас будут кусать, щипать... - он понижает голос и говорит еле слышно. - Но это будет не больно.
О современном человеке:
- Да сейчас мужики - слизняки, и бабы - улитки.
Запомнились слова:
- Не такие уж мы русские дурачки, как нас хотят представить. 70% всех великих изобретений в 20-ом веке сделали русские.
Или еще:
- Вот нас ругают, дескать, мы, православные, такие-сякие, плохие, - он опустил голову. - Но может быть, мы внешне плохие... а в душе мы просветленные, обновленные... благодатные!
Отдельные запомнившиеся фразы из батюшкиных проповедей
Перед исповедью
- Не спать духовно! К Богу бежать... И дисциплина!
- Жизнь полна радости. Мы сами втаптываем ее в грязь.
- Не обсуждать чужие дела! Знать себя. Я сам не вникаю - только в ваши записки. Из них обо всем узнаю.
- Грехи давят... надо быть снисходительным, особенно в семье. Особенно к мужу и жене.
- Каждый шаг к исповеди должен быть деятельным покаянием.
- Надо, чтобы личико было как у меня - белое, а не серое (о пьянстве).
После литургии
(О иеговистах) - Наглое нахальство!.. Там зелененький (доллар. - В.М.) , там тряпочка (вещи, гуманитарная помощь. - В.М.), там закодированные харчи... Лжеобман стопроцентной гарантии! (Батюшка вообще называл иностранные продукты отравленными).
- Не бегать, не выискивать чудотворных икон! Ощутить Бога в своей жизни, в храме, в молитве!
- Бог познается опытом веры в жизни храма Господня, в терпении, в молитве.
- Злое пожелание на человека благодатного не коснется, а на человека злого возвратится — не на словах, а практически.
- Приходят ко мне... Отец Василий, пропала дочь или сын. А где вы раньше были? Что раньше думали?.. Отпустили на дискотеку. Иди, сынок, отдохни, вот тебе деньги... А от чего отдыхать? А там стоят дети Кавказа. Наркота... Сколько я вас буду учить? На дискотеку не пускать! Роки все эти... это молитва сатане! Это точно.
И еще - ни один ребенок не пропал, которого мать в спину перекрестила.
(О молодежи.О дискотеках).
Батюшка воспроизводит чей-то разговор:
- Мать, дай денег на гулянье.
- Так иди, заработай!
- Нет, ты мне дай!
Перед исповедью
- Главное - сохранить веру и чистоту. Особенно женщинам. Разведется, разобьет чужую семью, а потом - болячки по-женски... А ничего не поделаешь - за все надо платить. И молитва - если бы я не молился... я бы не стоял тут с вами...
Не разводиться! А если осталась одна - не искать спутника. Врачи говорят - женщина, если одна, с ума сойдет - не сойдете. Я вам как священник говорю. И наоборот, за чистоту Господь даст благодать, здоровье и все, что надо. (Несмотря на это, я знаю людей, которых батюшка благословлял на второй брак).
А за чистоту бороться надо будет. Сейчас со всех сторон навалились... Мы прошли войну. Вам предстоит другая война. Духовная. Нужно: первое - вера, второе - чистота. И - посещение храма Божия.
- Чистота! Иначе - болезни. Гниете. Боли невыносимые. А можно было избежать... (Строго говорит. Мне кажется, этой строгостью он хочет подчеркнуть серьезность темы). Мужа не пилить! Какой ты муж... Ничего, скоро с деньгами полегче будет (это 90-е годы). Есть еда: хлеб, соль, вода, хоть и отравленная... Мужа поддержать в его переживаниях! Женщина должна быть носительницей благовестия, хранительницей тишины земнаго бытия - своих особенно дел семейных...
- Моя жизнь была битва, по-настоящему - за Бога, за веру, за чистоту мысли и за посещение храма Божия.
Из слова в Прощеное воскресенье.
- Хорошим человеком стать очень легко. Надо только желание и еще - старание получить благодать.
- Наши праотцы завещали нам хранить веру православную! Если предадим - будем ничтожествами.
После литургии
- Мы не сами пришли к вере. Мы пришли по молитвам своих родных. Они за меня молятся, я за них. Когда я умру, я увижу их, приду к ним... А иначе я не согласен!
- Петр Первый - это был первый большевик. Отнял у нас патриарха, прорубил окно в Европу, а оттуда вся грязь полезла к нам... Оттуда Карл Маркс. Все пришло к нам с Запада. Я этот Запад... - он помолчал, - очень ненавижу.
(В другой раз батюшка вспомнил Блока). - «Россия, нищая Россия...» - Неправда, Россия не была нищей! «Какому хочешь чародею отдай разбойную красу...» - Вот и отдали! «Пускай заманит и обманет...» - Так и получилось.
- Нас было мало, но колосс коммунизма рухнул. Вот что значит молитва!.. В XXI веке будут духовно убивать Россию. Крепко держаться за веру, за храм! Будет борьба духовная.
Вячеслав Некрасов
Комментарии