Статья отца Романа Зеленского приводится в сокращенном варианте.
Скопировано с сайта Финского общества Святых Царственных Мучеников
1) Возьмем служебник времён Святого Царя нашего Николая Александровича за 1901 год и откроем его в том месте, где начинается Божественная Литургия Святителя Иоанна Златоуста. На проскомидии мы увидим картинку, выделенную красным цветом. На ней представлено расположение частиц на дискосе. Когда священник вынимает частицы на Литургии, то он помещает их в последовательном порядке. Сначала он кладет в центре дискоса Святой Агнец, затем с одной стороны частицу из Богородичной просфоры. С другой стороны девять частиц из Девятичинной просфоры, под которыми выкладывается особая частица за Императора. На картинке вынимания частиц так она и определяется. Чуть ниже располагаются частицы за Синод, то есть за здравие архиереев и духовенства, и за Патриархов, то есть за упокой Царей и Цариц, святейших Патриархов и создателей обителей и храмов. Потом только, еще ниже, помещаются на священном сосуде два пояса частиц за живых и за мертвых.
2) Молитвы перед выниманием частиц из просфор сильно отличаются от нынешних современных молитв, хотя, конечно, сохраняются и общие черты. При вынимании частицы за Синод священник молился:
«Помяни Владыко человеколюбче, всякое епископство православных, Святейший Правительствующий Синод, и святейшия патриархи, (и митрополита нашего, имярек, его же есть епархия, или епископа нашего, имярек), честное пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин: игумена, имярек, братию, и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во твое общение, твоим благоутробием, Всеблагий Владыко».
3) Когда же вынималась частица за Императора, то звучала такая молитва:
«Помяни Господи, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича всея России: Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну: Матерь Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Марию Феодоровну: Благовернаго Государя, Наследника и Великаго Князя Михаила Александровича, и весь Царствующий Дом».
4) Святая Православная Церковь на проскомидии всегда молилась и за упокой Самодержавных Царей и Цариц. По современному же чину, такое моление отсутствует. Священник вынимал частицу из пятой Заупокойной просфоры и молился:
«О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, православных и благочестивых Царей, и благочестивых Цариц, блаженных создателей святыя обители сея».
5) На Мирной ектенье звучали следующие прошения:
«О Святейшем Правительствующем Синоде, (и о митрополите нашем имярек, егоже область,) честнейшем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людях, Господу помолимся».
«О Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России: и о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Александре Феодоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, Господу помолимся»
«О Благоверном Государе, Наследнике и Великом Князе Михаиле Александровиче, и о всем Царствующем Доме: о всей палате и воинстве их, Господу помолимся».
«О пособити и покорити под нозе их всякого врага и супостата, Господу помолимся».
6) После чтения Святого Евангелия всегда произносится священником или диаконом Сугубая ектенья "Рцем вси", еще ее называют Заздравной. Прошения в ней имеют особый Богословский смысл, который совсем исчезает в прошениях современного служебника. Вот как звучала молитва к Богу до революции 1917 года:
«Еще молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче, всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении Его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити Ему во всех, и покорити под нозе Его всякого врага и супостата».
Отсюда ясно и четко видно, что Церковь всегда молилась о Державе и о победе. Православные всего мира просили Господа, чтобы Он пособил нашему Государю и покорил под ноги Его всякого врага и супостата.
7) Великий Вход воистину Царский был. Духовенство выносило на амвон дискос и чашу, поворачивалось лицом к народу и громогласно возглашало:
«Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего ИМПЕРАТОРА Николая Александровича всея России, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Матерь Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Марию Феодоровну, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Благовернаго Государя, Наследника и Великаго Князя Михаила Александровича, и весь Царствующий Дом, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Святейший Правительствующий Синод да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков».
8) После возгласа «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» следует тайная евхаристическая молитва. В ней Святая Матерь наша Церковь всегда молилась особо за Государя Императора, наполняя Свои моления уникальными Богословскими смыслами. Вот как звучал отрывок из этой молитвы на литургии Святителя Иоанна Златоуста, изъятый из современного служебника:
«Еще приносим Ти словесную сию службу, о Вселенней, о Святей Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих: о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем, Императоре Николае Александровиче всея России: о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Александре Феодоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Марии Феодоровне: о Благоверном Государе, Наследнике и Великом Князе Михаиле Александровиче, и о всем Царствующем Доме: о всей палате, и воинстве их. Даждь Им Господи мирное Царство, да и мы в тишине Их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте».
9) Еще можно увидеть и осознать, какой важный отрывок этой же молитвы пропущен ныне на Литургии Святителя Василия Великого. Здесь Богословский смысл вообще заставляет трепетать душу своей значимостью. Вот это моление:
«Помяни Господи Благовернаго и Христолюбивого Государя нашего Николая Александровича, Императора и Самодержца Всероссийского, Егоже оправдал еси царствовати на земли, оружием Истины, оружием благоволения венчай Его, осени над главою его в день брани, укрепи его мышцу, возвыси его десницу, удержави его Царство, покори Ему вся варварския языки брани хотящыя: даруй Ему глубокий и неотъемлемый мир, возглаголи в сердце его благая о Церкви Твоей, и всех людех Твоих, да в тишине его тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
10) На Заамвонной молитве всегда поминался Государь.
11) После отпуста лик (хор) всегда многолетствовал Императора. Вот как звучало Царское Многолетие:
«Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Нашего ИМПЕРАТОРА Николая Александровича всея России, Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну, Матерь Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Марию Феодоровну, и Наследника Его, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Михаила Александровича, Святейший Правительствующий Синод, и вся православныя христианы, Господи сохрани Их на многая лета».
Мы русские, с нами Бог! (А. Суворов) - прим. ред. Господь всех нас вразумляет через Божественную Литургию Царских времен. Аминь.
Статья отца Романа Зеленского приведена в сокращенном варианте.
Комментарии