Нужен ли России Царь?

Нужен ли России Царь? В 1917 году народ Российской Империи в подавляющем большинстве своём дал на этот вопрос ясный ответ — нет, не нужен. Сначала Царя предало его ближайшее окружение, родственники, генералы, которые потребовали от него отречения. Затем отречение было с радостью принято духовенством — именно с радостью, торжественно. Из зала Священного Синода был вынесен царский трон, из всех богослужебных чинопоследований были исключены молитвы за Царя, провозглашено многолетие Временному правительству. Царя также предала находящаяся под присягой армия, которая не обратила свои штыки против изменников. Затем уже и простой народ безучастно взирал на арестованную в Александровском дворце Царскую Семью, провожал их на платформе Александровская на пути в Екатеринбург, а затем позволил горстке революционеров беспрепятственно расстрелять их в подвале Ипатьевского дома, в самом центре России.

Кто-то скажет, что народ не знал, народу не сказали, у народа не было приказа к защите своего Самодержца. Это неправда. У народа хватило воли и сил, чтобы безо всяких приказов и вопреки сопротивлению полиции организовать 150-тысячное шествие 9 (22) января 1905 года с требованиями созыва Учредительного собрания, отмены косвенных налогов, провозглашения политических свобод и отделения церкви от государства. Народ знал, народ этого хотел. Лишь немногие тогда плакали и ужасались. Еще меньшее число людей строили планы освобождения Царской Семьи из-под стражи. А ведь если бы народ относился тогда к Царю как должно, то Россия встала бы всей многомиллионной толпой, чтобы покарать изменников и освободить Царскую Семью, но к Царю относились потребительски, как к слабому политику, который отстал от требований времени и всем надоел. Поэтому не нужно думать, что народ не понимал, что происходит. Понимал и молчаливо одобрял!

Но то было сто лет назад. А что сейчас? Что-то с тех пор изменилось? Нужен ли нам Царь сегодня? Я не испытываю на этот счет никаких иллюзий. По-прежнему многие, с кем приходится общаться, убеждены, что «слабый» Царь сам был виноват во всём случившемся. По их мнению, если бы не Николай II, а был бы кто-то другой на его месте, то не случилось бы никакой революции. Поэтому, думается, родись эти люди в ту эпоху, они поступили бы так же — одни бы потребовали от Царя отречения, а другие приняли бы это как должное.

Нет! Судя по всему, большинству россиян Царь по-прежнему не нужен. Да и те, кто возлагает сегодня надежды на возрождение монархии, хотят ли на самом деле Царя, или они хотят сильной власти? Нужен ли им православный Помазанник, или нужен просто сильный национальный лидер? Ведь кто-то, в сущности, ждёт нового Ленина, чтобы «отнять и поделить»; кому-то нужен новый Сталин, чтобы покарать врагов Отечества; кто-то мечтает о Хрущевской эпохе великих достижений или о Брежневском могучем государстве, гарантирующем людям стабильность и социальную защищенность. Если же Бог даст современным монархистам не того Царя, которого они ждут, то не окажутся ли они первыми, кто закричит: «Царь не настоящий!»?

Так кто же есть Царь для православного народа? Святитель Дмитрий Ростовский напоминает нам, что Царь — это Помазанник Божий, по-гречески помазанник — христос, мессия. Народу, у которого нет никакой духовной миссии, и мессия не нужен. Царь — это лидер, но не тот лидер, который ведет людей к достижению их земных эгоистических целей, а тот лидер, который ведет народ по пути, предначертанном Богом. Поэтому роль православного Царя в обществе не может быть осмыслена народом-эгоистом, мыслящим исключительно в земных категориях и мечтающем лишь о земной власти.

Проблема эта совсем не новая. Она в полной мере раскрыта в Библии. Когда две тысячи лет назад на землю пришел Спаситель мира Христос Господь, даже Его ближайшие ученики стали делить между собою места в будущем правительстве. Все ждали от Него, что Он возглавит народно-освободительное движение против римских завоевателей. Когда же людям стало ясно, что Христос не оправдал их надежды, они закричали: «Распни Его!». А когда Он уже был распят, то продолжали глумиться: «других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42).

Подобные упреки мы слышим и в адрес Николая II: «Царь слабый. Если он Царь, то должен был удерживать власть любой ценой, а не отрекаться. Если ты Царь — не отрекайся, а покарай изменников и правь твердой рукой». Кроткий Царь, который кажется слабым — это как «Христос Распятый — иудеям соблазн, эллинам безумие» (1 Кор. 1:22). Кто поймёт эту тайну? В ком она поместится? В ком вызовет отклик и симпатию? Только в том, кто еще способен мыслить в Евангельских категориях кроткой и жертвенной любви. Но если общество в основной массе потеряло эту способность, то к нему больше подходят пророческие слова Христа: «и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Вот она причина падения монархии — грех, затмивший людям духовный разум, сделавший их эгоистами, отучивший их мыслить по-христиански.

Поэтому наш почитаемый всем православным народом старец Кирилл Павлов ответил на вопрос «возродится ли Россия?» словами: «Нужно поднять нравственность. Только тогда можно говорить о возрождении». Действительно, где нет даже базовой нравственности, о какой любви может идти речь? Только разве лишь о блудной, но никак о христианской, о жертвенной. А ведь именно к христианской любви призывает нас Царь-Мученик в своем духовном завещании, которое он передал незадолго до мученической кончины через свою дочь Великую Княжну Ольгу Николаевну.

«Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» (Тобольск, весна 1918г)

Ему вторит и верная спутница Царской Семьи фрейлина Анна Танеева (Вырубова): «Чтобы возродить былую Русь, надо научиться терпению к другим и покаянию, только тогда начнет проявляться национальная гордость. А пока мы обвиняем друг друга, улучшения не будет, и Божия Благодать не прольет свет на ту пустыню, которая некогда была Государством Российским» (из допроса финской полицией, 1921г).

Действительно, бич общества — это безнравственность и беззаконие, по причине которых во многих охладевает любовь; это гордыня и осуждение, сопровождающиеся поиском виноватых. Люди, потерявшие духовный разум, начинают мыслить сугубо в эгоистических рамках, воспринимая всё вокруг себя, включая и власть, как услугу. Царь при этом мыслится как «эффективный менеджер», на которого направлены бесконечные упреки и обвинения. Где уж там до былого духовного единства Царя и общества, когда «За Веру, Царя и Отечество!» люди шли в бой и умирали, когда русская поместная церковь непрестанно молилась за Царя на всех богослужениях.

В некоторых храмах до сих пор служат по старым дореволюционным богослужебным книгам. Когда открываешь их, то ужасаешься тому каноническому преступлению и надругательству над богослужебным чином, которое было предпринято в 1917 году русской поместной церковью. Царь упоминался за богослужением в самые важные и торжественные моменты. Перед святой Плащаницей в Страстную Седмицу, за Пасхальным богослужением, но самое важное — молитва за Царя была неотъемлемой частью чина Литургии, когда на Дискос полагалась большая частица за Царя, которая связывала между собою Церковь Небесную, Торжествующую и Церковь Земную, Воинствующую.

Эта частица куда-то исчезла, а вместе с ней исчез и чин анафематствования тех, кто на такое преступление когда-либо решится, совершаемый в Неделю Торжества Православия. Действительно, не может же провозглашать анафему тот, кто сам повинен анафеме. И мы повинны все в величайшем предательстве древних духовных устоев нашего общества в угоду народному эгоизму и безнравственности, кульминацией которого стало заклание нашего святого Царя и его Семьи в самом центре Империи при молчаливом попустительстве всего народа. Пока народ и его поместная церковь не принесут глубочайшего покаяния в содеянном, ни о каком духовном и нравственном возрождении нашего государства речи быть не может.

Подобный прецедент уже был в нашей истории. Тогда в 1605 году народ потребовал казни законного Царя Феодора Борисовича Годунова, которому на тот момент было всего 16 лет. Царь был растерзан в угоду толпе и её новому кумиру Лжедмитрию I. Началась Великая Смута. Но уже в 1607 году люди осознали ужас содеянного и принесли Богу всенародное покаяние, чин которого составили и возглавили святые Патриархи Иов и Гермоген. К 1613 году смута была уврачёвана, и народ принес клятву верности Дому Романовых.

Новая смута имеет масштаб куда больший, и мы не можем говорить о её уврачевании даже по прошествии ста лет. Нет и не видно пока всенародного и всецерковного покаяния в этом величайшем предательстве своих православных устоев и своего святого и кроткого Царя, каким был Николай II. Об этом говорили и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), и многие святители и преподобные Русской Православной Церкви.

Вспомним слова Патриарха Алексия II: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.»

Раны совести не лечатся временем. Их не получится забыть или заболтать. Они лечатся только покаянием, и это покаяние русским людям еще предстоит принести. Хоть кажется, что тема эта забыта, но она на самом деле никуда не делась. Все беды русского народа в XX веке начались с Февральской революции — это очевидный исторический факт. Страна выстояла тогда и жива до сих пор, но при глубоком рассмотрении выходит, что как сто лет назад, так и в наше время все ключевые проблемы России имеют в себе корень того нераскаянного предательства. Пока этот корень не будет осмыслен и уничтожен всенародным покаянием, Россия так и не сможет обрести новые смыслы своего исторического бытия. Мы так и будем шататься между разными "измами" — коммунизмами, либерализмами, а наша молодежь не будет иметь ясного чувства Русской правды и будет с вожделением смотреть на Запад.

Ничего нового придумывать не нужно. Все слова уже сказаны, все вопросы заданы, и история даёт нам пример правильных поступков в сложившейся ситуации. Нужно лишь продолжить начатое и довести дело до конца, к чему призывают нас многие святые Русской церкви.

Так, например, 15 ноября 1917 года крестьянин Тверской губернии М.Е. Никонов обратился к Поместному Собору Православной Российской Церкви с письмом, адресованным архиепископу Тверскому Серафиму (Чичагову), ныне прославленному в лике святых. В письме говорилось: «Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции. Неведомо нам сей причины. Страха ли ради Иудейска? Или по влечению своего сердца, или по каким-либо уважительным причинам, но всё-таки поступок их в верующих произвёл великий соблазн, и не только в православных, но даже в среде старообрядцев. Простите меня, что коснулся сего вопроса – не наше дело о том обсуждать: это дело Собора, я только поставил на вид народное суждение. В среде народа такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. […] Православный русский народ уверен, что Святейший Собор в интересах Святой матери нашей церкви, отечества и Батюшки Царя, самозванцев и всех изменников, поругавшихся над присягой, предаст анафеме и проклятию с их сатанинской идеей революции. И Святейший Собор укажет своей пастве, кто должен взять кормило правления в великом Государстве. […] Не простая же комедия совершаемый акт Священного Коронования и помазания Святым миром царей наших в Успенском Соборе [Московского Кремля], принимавших от Бога власть управлять народом и Тому Единому отдавать ответ, но никак не конституции или какому-то парламенту». Оканчивалось послание словами: «Всё вышеизложенное, что здесь написал, не моё только личное сочинение, но голос православно-русского народа, стомиллионной деревенской России, в среде которого нахожусь я».

Письмо было передано владыкой Серафимом в Соборный совет, на котором оно было рассмотрено 23 ноября.

На очередном заседании соборного отдела "О церковной дисциплине", состоявшемся 20 июля (2 августа) с докладом выступил профессор Московской духовной академии С.С. Глаголев. В докладе, в частности, говорилось: «При обсуждении вопроса о нарушении присяги бывшему государю Императору Николаю II-му нужно иметь в виду, что произошло не отречение Николая II-го, а свержение его с Престола, и не только свержение его, но и самого Престола (принципов: православия, самодержавия и народности). Если бы государь по доброй воле удалился на покой, то тогда не могло бы быть речи о клятвопреступлении, но для многих несомненно, что в акте отречения Николая II-го момента свободной воли не было.

Факт нарушения присяги революционным путём спокойно приняли: 1) по страху – несомненные консерваторы – некоторая часть духовенства и дворянства, 2) по расчёту – купцы, мечтавшие поставить капитал на место аристократии рода, 3) люди разных профессий и классов, верившие в различной мере в благие последствия переворота. Эти люди (с их точки зрения) ради предполагаемого блага совершили действительное зло – нарушили слово, данное с клятвою. Виновность их несомненна; можно лишь говорить о смягчающих обстоятельствах, если таковые найдутся. […] Отрекался и [апостол] Петр, но он принёс достойные плоды покаяния. Нужно и нам одуматься и принести достойные плоды покаяния».

Обсуждение этой острейшей темы на Соборе затянулось. Далее, в силу всё увеличивающегося давления на церковь и начавшихся массовых арестов духовенства, Соборный совет так и не смог прийти к какому-либо заключению по поставленному вопросу. Вопрос так и повис в воздухе. Не настало ли время вновь рассмотреть материалы тех заседаний и, наконец, дать по ним полноценное церковное заключение? Ведь вопрос крестьянина Никонова как тогда стоял остро, так и сейчас он не только не снят с повестки дня, но, наоборот, сто лет истории нашего многострадального Отечества позволяют нам глубже осмыслить весь ужас содеянного и всю меру страданий, которые пришлось за это претерпеть. Наконец, возникший сейчас идеологический вакуум и тщетные поиски новой государственной идеологии, которая смогла бы вдохновить молодежь, не являются ли следствием столетней нераскаянности? Ведь мы хотели бы теперь вернуться к прежним идеалам Православия, Самодержавия и Народности, которыми Русь жила без малого тысячу лет, но не можем этого сделать, т.к. сами втоптали эти идеалы в грязь, а признаться в этом не хотим.

Нам бы следовало пойти по пути наших предков, которые уже однажды впадали в подобный грех в начале XVII века, но быстро одумались и принесли Богу всенародное покаяние во главе со всей церковной иерархией. Чин всенародного покаяния тогда возглавил Патриарх Иов, который был уже на покое, и действующий Патриарх Гермоген. Оба причислены к лику святых. Вот и сегодня не следовало бы нам обратиться к Святейшему Патриарху с просьбой о вынесении соборного заключения и составлении чина всенародного покаяния, которое было отложено более чем на сто лет?

Сначала нужно покаяться и примириться с Богом, а уж что будет дальше — это только Бог знает. Мы можем только мечтать и молить Бога о возрождении Самодержавия на Руси. Под словом «мы» я подразумеваю тех, кто видит в восстановлении Царской власти решение многих сложившихся государственных проблем, во многом обусловленных огромным разрывом между народом и олгархической элитой, которая правит сейчас нашим обществом, и на которую не имеют управы ни народ, ни Президент, ограниченный своими полномочиями.

Царь формирует элиту. Настоящая элита должна воспитывать народ, поднимать его к высоким идеалам, а не топить в разврате, как делает современная элита, пришедшая на волне перестройки, для которой власть — чтобы есть всласть. Эта элита не будет заботиться о воспитании молодежи, образовании. Она, не стыдясь, заявляет, что задача образования — это воспитание грамотного потребителя. Какой она является сама, так и воспитывает народ, и это настоящая катастрофа.

России нужна элита, которая стала бы для всего народа примером жертвенной любви и служения. Таких именно лидеров должен привлекать к службе Царь, да и сам он должен быть примером такой любви. Можно привести слова Петра Аркадьевича Столыпина: «Родина требует себе служения настолько жертвенного, чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». Вот такие люди нам нужны во всех эшелонах власти!

Сейчас говорят, что нашему обществу не хватает идеи. Без идеи русский народ погружается в потребительство, а власть — в коррупцию. Однако, идея сама по себе в отрыве от христианского духа любви и смирения может оказаться бедой еще похуже коррупции. История знает множество примеров, во что превращались некоторые социальные идеи, и каких демонов они изводили из ада и вселяли в души людей. Самые страшные преступления XX века были совершены во имя великих идей.

Идея сама по себе не может просветить общество, если не будет освящена христианским духом. Старец Парфирий Кавсокаливит приводит такую аллегорию: «Бесполезно махать руками в темной комнате, чтобы разогнать тьму. Но если приоткрыть окно и впустить лучик света, то тьма рассеется сама по себе». Так тщетны попытки «причинить счастье» путем насилия, путем классовой и политической борьбы, путем санкций и репрессий. Только любовь способна осветить тьму и согреть сердца людей.

Да, сильная идея во все времена приводила к укреплению государства. Только вот вопрос — всегда ли людям было уютно жить в таком государстве? Например, при Сталине, при Гитлере? А ведь они были великими без преувеличения строителями государства во имя великих идей. Только вот теперь люди вспоминают о тех временах с ужасом. Страх, гонения, репрессии, массовые расстрелы и казни — вот цена такого строительства. А можно ли как-то по-другому? Можно ли построить такое государство, которое было бы одновременно сильным и добрым? Да, можно! Но рецепт к такому строительству — любовь.

Образцом такого общества, основанного на началах христианской любви, является семья. Как семья возглавляется отцом, так и христианскому обществу свойственно желать видеть во своей главе любящего и заботливого Отца — Помазанника Божьего. Наши православные Цари так и понимали свою роль в обществе. Петр I присвоил себе титул Отца Отечества и Императора Всероссийского, Николай II записал напротив своего имени в листке переписи в графе ‘род деятельности’ — «Хозяин земли Русской». Царь — отец, хозяин, глава семьи, Царь-Батюшка.

Можем ли мы сегодня в наших реалиях даже мечтать о том, что Россия когда-либо сможет стать таким обществом? Без покаяния в совершенном предательстве — нет, не можем, поскольку Наш Бог есть Бог Правды, и Он не попустительствует злу, не поощряет нераскаянных грешников и не даёт им духовные дары, из которых высший есть любовь. Но при условии покаяния, если только Бог захочет, то в России будет общество, построенное на началах христианской любви, и будет Царь. «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26)

Дмитрий Лебедев

P.S. Не успел опубликовать этот материал, как получил сразу два одинаковых комментария: "Разве в России сейчас нет Царя? Чем вас действующий Царь не устраивает?" Отвечаю.

Да, действующий Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин действительно занимает сейчас пост Верховного Правителя России и исполняет этот долг перед Родиной, с моей точки зрения, более чем достойно. Я бы сказал больше — без помощи Божией, сделать то, что он сделал для России, в тех условиях, в которых он находится, и учитывая, с чего ему пришлось начинать — просто невозможно. Для меня совершенно очевидно, что он человек, поставленный Богом, чтобы замещать Царя, и рука Божия — на нём, как на Помазаннике. Его владение ситуацией, умение действовать решительно в одних случаях и проявлять выдержку в других, его умение работать с людьми, быть жестким с одними и мягким с другими, умение подбирать, ценить и беречь людей в своей команде, умение адекватно оценивать свои силы и действовать в рамках реальных возможностей, умение обращаться к народу и вселять в него доверие и уверенность в правильности выбранного курса — всё это возможно человеку только при помощи Божией. Поэтому, если хотите, да, я согласен, что он достоин называться Царём. Вопрос в другом — достойно ли мы ведём себя по отношению к нему в роли верноподданных? Не оставлен ли он один на один с вызовами своего долга без молитвенной поддержки народа, без настоящего полного доверия, без благоговейного отношения со стороны людей к самому институту высшей власти в стране?

Ведь в какое положение поставлен Президент в рамках действующей конституции? Он является наемным менеджером, которого нанимают на фиксированный срок, а затем обязательно меняют на другого, чтобы не успел прирасти к месту и "воцариться". Т.е. конституция страны устроена так, чтобы ни в коем случае не допустить отцовства со стороны Высшего Правителя. Вы же не меняете своего отца раз в четыре или шесть лет? Сам факт сменности Президента низводит нашу страну на уровень Новгородской или Псковской республики, которые нанимали своего Князя, а могли его и прогнать. Но то, что хорошо для Новгородской и Псковской области — не хорошо для самой большой страны в мире по площади занимаемой территории. Да и не было у нас в России никогда никаких президентов. Всегда страна относилась к своему Верховному Правителю как к Царю. Сталин ли, Брежнев ли, Ельцин ли, Путин ли — все эти люди наделяются в России де-факто царскими полномочиями со стороны народа. Мы к этому привыкли, мы по-другому не можем и не хотим, но беда в том, что то пренебрежительное отношение к Царю, в результате которого произошла Февральская революция, переносится нами на всех действующих правителей, включая Путина.

Власть в России сейчас десакрализована. Правитель низведен на уровень менеджера или "раба на галерах". Он мишень для вечных претензий и упреков. Как 100 лет назад во всём был виноват Николай II, так и теперь во всём виноват Путин. "Кошка бросила котят — это Путин виноват." Но что самое главное — полностью уничтожено то молитвенное предстательство поместной церкви за своего Царя, которое было присуще православной культуре на протяжении двух тысячелетий. Во многих храмах еще сохранились те старые дореволюционные богослужебные книги, в которых Царь поминается на каждой второй странице. Да возьмите хоть тропарь Кресту, составленный в VIII веке св. Косьмой, епископом Маиумским: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверным Царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.» У любого воцерковленного человека этот тропарь на слуху, только куда же делось "Благоверным Царем", и откуда взялось "православным христианом"? А вот откуда — от Февральской революции, будь она неладна.

Или мы не читали в Библии "сердце Царево в руце Божией" (Притч. 21:1), "не прикасайтесь к Помазанным Моим" (Пс. 104:15), "Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его" (Пс. 20:2), "превосходство же страны в целом есть Царь, заботящийся о стране" (Еккл 5:8), "Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, всё может сделать." (Еккл 8:2), "Благо тебе, земля, когда Царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!" (Еккл 10:17)? Или, может быть, для современных православных христиан Слово Божие утратило свою значимость, и они решили, что могут переписывать его под свои представления о требованиях времени? Неужели мы уже до такого докатились?

В целом, конечно, народ выбирает себе ту форму власти, которая подходит для его системы ценностей. Эгоистам нужна демократия. Они закрывают глаза на то, что еще со времен Аристотеля было известно, что в больших коллективах демократия — это всегда власть богатых, т.е. тех, кто дает деньги на предвыборную кампанию и требует затем их отрабатывать. А демократии нужны потребители, т.к. в обществе, где потребление возведено в идеал, богатый человек является жрецом золотого тельца и находится на недосягаемой высоте. Итак, потребители выбирают демократию, а демократия воспитывает потребителей. Царская же власть предполагает сильную Личность во главе государства, связанную с обществом отцовскими связями. Личность воспитывает личностей. Царь выбирает себе подчиненных из числа ярких личностей, которые и всему народу затем поднимают планку культурной, образовательной и духовной деятельности. Самодержавие предполагает дух служения вместо духа эгоизма и воспитывает в людях преданность, верность, самоотверженность, подвижничество, способствующее раскрытию в каждом человеке всех его личностных качеств на максимум, но не ради пошлого тщеславия, а ради блага народа и ради служения людям.

Поэтому мы снова возвращаемся к главной мысли этой статьи — причина падения Самодержавия в России, причина того, что оно стало для людей непосильной ношей — банальный человеческий эгоизм, утрата любви, духовная деградация, угасание веры. Эгоист не способен мыслить в категориях служения — это ему чуждо, это его страшит. Поэтому его страшит и сама идея Самодержавия, ему хочется пошлой и комфортабельной демократии — власти богатых. И ничего, что эти богатые затем загонят народ в стойло, как скотину. Народ, утративший свой человеческий облик и оскотинившийся, достоин стойла. Но да не будет этого в России!

Вот мы сейчас сетуем на то, что власть бесконечно далека от народа, что она занимается набиванием своих карманов деньгами, которые затем вывозит за рубеж, что равнодушие некоторых чиновников к нуждам простых граждан не имеет границ, что у нас развал в армии, медицине, образовании, что у нас коррупция, взяточничество, беззаконие и т.д. и т.п. А нечего сетовать — ведь у людей-эгоистов и власть состоит из эгоистов, а эгоисты только и способны, что набивать себе карманы деньгами. Для эгоиста власть — чтобы есть всласть. А зачем же еще? Служение? — Не, не слыхали.

Так вот, дорогие мои, какие мы сами, такой власти и заслуживаем, и "нечего на зеркало пенять, коли рожа крива". Растоптали и предали нашего Помазанника Божьего? Позволили кучке заговорщиков издеваться над ним и его Семьей целый год на глазах всего народа, а затем зверски убить их? Ну так и получайте, что заслужили, пока не покаетесь! Та власть, которая сейчас в стране — это еще великая милость Божия к нам, а мы заслуживаем намного худшего!

Но не всё так плохо. Мне кажется, что народ в России за последние тридцать лет стал лучше. Мы научились ценить друг друга, относиться друг ко другу с терпением, с доброжелательностью. Меньше в людях стало хамства, высокомерия, грубости, упреков, осуждения. Народ стал светлый какой-то. У нас очень хорошая молодежь, которую не испортила телевизионная пропаганда разврата. Люди стараются жить в позитивном и конструктивном ключе, не причиняя друг другу боли, не стремясь к нереальным высотам. Люди научились ценить маленькие радости, семью, семейный быт, быть скромными. У многих сейчас ощущение, что в России всё будет хорошо, что темные времена уйдут, а вместе с ними уйдёт и эта олигархическая, перестроечная, полубандитская, паразитическая и равнодушная элита, которая еще очень сильна на местах и продолжает мучить народ и пить из него все соки.

Но она не уйдёт сама по себе. Кто же откажется добровольно от своей кормушки? Бунт — это тоже не вариант. Народ должен изменить свое отношение к верховной власти, начать молиться за неё, как это всегда и делалось в русском обществе. Я от кого-то услышал такую фразу: "Сделай Бога Хозяином в твоем доме, и Он превратит твой дом в рай". Власть Помазанника Божьего — это высшая степень доверия народа Богу. Такой Верховный Правитель, просвещаемый благодатью Божией через таинство Миропомазания и имеющий в народе полное доверие и молитвенную поддержку, сможет своею властью без излишних репрессий и террора изменить ситуацию в лучшую сторону, что будет для народа великим благом. В противном же случае Президент, скованный рамками конституции и зависящий от различных политических и финансовых кланов, будет вынужден играть в бесконечные политические "шахматы", ища компромиссы и стараясь сделать так, чтобы "и волки были сыты, и овцы целы".

Перед Россией сейчас открываются два пути развития, а выбирать, по какому пути она пойдёт — нам. Самодержавие — это Божественная форма правления, а Бог Себя никогда насильно никому не навязывает. Если мы вспомним события 1613 года, связанные с воцарением Рода Романовых, то нам откроется удивительная картина. Будущий Царь Михаил Фёдорович Романов, тогда еще 16-летний юноша, воспринимает новость об избрании его Царём как гром средь ясного неба. И он, и его мать прекрасно понимают, что сесть на Московский престол в условиях продолжающейся смуты — это огромный риск для жизни. Послам приходится буквально упрашивать Михаила принять решение Собора, и только обращение рязанского архиепископа Феодорита заставляет юного Царя принять трон. Где здесь борьба за власть? Где насилие? Народ молит Царя прийти и править, поскольку понимает, что другой кандидатуры нет, а без Царя — Руси не бывать.

Мы сейчас находимся в совершенно идентичной ситуации. Россия может существовать только в условиях сильной централизованной власти. Времена смут, революций и перестроек красноречиво показали нам, чем оборачивается для России так называемое "народовластие". Это гибель для страны. Истинное народовластие у нас всегда называлось Земством, и оно существовало только в условиях Самодержавия. А когда страна "без царя в голове", то и мыслить соборно она не может. Она становится безумной. Соборное мышление, не подчиненное высшей власти, заканчивается бесконечными спорами, а страну в это время грабят все, кому не лень. Это уже было в нашей истории трижды, и мне кажется, что никому сейчас не захочется, чтобы эта история с так называемым "народовластием" повторилась у нас еще раз.

Русский народ — это народ-ребенок, которому нужна отцовская забота. Он готов любить, готов доверять, готов слушаться, но заботиться сам о себе он не научен. У русских очень обострено чувство справедливости, чувство правды, а с западным прагматизмом и рациональной расчетливостью у нас большие проблемы. Поэтому русского легко обмануть. Только обманщику — мало чести. Как говорил Шукшин: "Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь." Русским нужна такая власть, которая была бы достойна народного доверия. Такая власть может быть построена только на любви и заботе, и нет иной формы власти, кроме Православного Самодержавия, которая бы удовлетворяла этим требованиям.

России сейчас обязательно нужно быть сильной. Это нужно в первую очередь самому народу России, который устал от бесконечной неправды и грабежа. Но это нужно не только нам. Христиане всего мира, да и просто люди доброй воли, смотрят сейчас на Россию с огромной надеждой. Мы единственная страна, которая может сказать "Цыц!" всякой нечисти, которой сейчас расплодилось в мире слишком много, и которая активно лезет во власть во всех странах, пуская пыль в глаза и пользуясь безнаказанностью и вседозволенностью. России досталось от Византии бремя "удерживающего", бремя Христианской Империи, бремя Третьего Рима. Мы не выбирали его, мы в нём родились. И поэтому всё мировое зло видит своего главного врага именно в России. Служители зла ненавидят нас просто за то, что мы есть, и ведут с нами войну, которая переходит из холодной фазы в горячую и наоборот, но никогда не заканчивается. Поэтому спуску нам никто не даст, и Россия сможет выстоять, только если она будет крепкой изнутри, и если она будет с Богом. Вопрос восстановления Царской власти для нас — это, как и в 1613 году, вопрос выживания, и к этому вопросу нужно относиться вдумчиво и серьезно, а не спрашивать шутливо "разве у нас нет Царя?"