Скопировано с сайта "Русская идея"
Русское слово "Царь" произошло от византийского императорского титула "кесарь", "цесарь", что в свою очередь восходит к римскому императору Гаю Юлию Цезарю (лат.: Caesar – от этого же слова произошло и немецкое "кайзер"). Первым из русских Государей стал называть себя Царем Иоанн III (22.1.1440–27.10.1505).
После падения Второго Рима в 1453 г. (церковной провинцией которой была Русь) и женитьбы Иоанна в 1472 г. на племяннице и наследнице последнего византийского Императора (Царя) Константина XI Софье Палеолог – именно к Иоанну III как к верховному защитнику православной веры переходило наименование Царя.
Государственная идеология преемственности Москвы как Третьего Рима была столь самоочевидной, что в том или ином виде отразилась одновременно во многих документах как русских, так и иностранных. Из иностранных можно отметить папские инструкции римским послам, которым было поручено завлечь Русь в унию при обещании Константинополя как «законного наследия русских царей». В 1473 г. венецианский сенат обратился к русскому монарху с таким же напоминанием: «права на византийскую корону должны перейти к вам». Все это было еще до появления всех известных ныне русских письменных источников о Третьем Риме (старца Филофея и др.) – они являются более поздним оформлением этой самоочевидности.
Эта преемственность царства обязывала и к внешним переменам. С появлением царицы Софьи в Кремле стал меняться распорядок жизни великокняжского двора, приближаясь к византийскому, и даже облик Москвы. Византийские мастера и художники начали строить и расписывать церкви, сооружать каменные палаты (именно в это время была построена Грановитая палата в Кремле). Правда, наши предки считали, что жить в каменных домах вредно, поэтому они сами продолжали жить в деревянных, а в каменных хоромах устраивали только пышные приемы. Постепенно Москва и по облику своему стала напоминать бывший Царьград – Константинополь, столицу Византии.
В правление Иоанна III пределы Московского государства расширились, превратив Русь в великую державу. Произошло и окончательное освобождение Руси от ордынской зависимости после стояния на Угре в 1480 г. Так что царский титул был подкреплен реальной мощью и значением Русского государства как Третьего Рима.
Правда, официально царский титул принял внук Иоанна III, Иоанн IV Грозный. Но уже Иоанна III нередко величали то Императором, то Царем. Сам он, называя себя Государем, придавал особое значение выражению "всея Руси" и даже ставил непременным условием мира с Литвой включение этих слов в перемирную грамоту.
Историк А. Нечволодов отмечает (1912):
«Это требование Иоанна было основано на том, что царский титул русского Государя заключает в себе сокращенно всю историю Русской земли и задачи ее верховных властителей, смысл деятельности которых может быть кратко выражен словами: "умиротворение или собирание земель и народов", продолжающееся и не оконченное и поныне, так как нет еще до сих пор ни полного собирания, ни полного умиротворения.
Самодержец, Царь, обладатель, повелитель – все эти наименования, заключающиеся в титуле, сливаются и завершаются в одном слове: "Миротворец". На основании этого титул царский и прочитывается, по древнему обычаю, в храме собирания Русской земли – в Успенском соборе в Москве накануне праздника Рождества Христова, пришедшего водворить мир на земле. И это ежегодное чтение царского титула напоминает всем, что русский Государь, расширяя и увеличивая свой титул, является исполнителем Его святой воли, чтобы на земле был мир.
Так, несомненно, смотрел Иоанн III на свою задачу, которую Божьим Промыслом он призван был исполнить, и, несомненно, точно так же смотрел на него русский народ, как на Божиею милостию данного ему Государя...».
Так смотрели на свою земную миссию и последующие Государи Российские, за что и оставались в памяти потомков с прозваниями "Благословенный", "Освободитель", "Миротворец".
В начале ХХ в. полный титул Императорского Величества, отражающий многовековую историю русского народа по собиранию земель под царским скипетром, был поименован в статье 59 Свода Законов Российской Империи следующим образом:
"Божиею поспешествующею милостью, Мы, (имярек), Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимiрский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода низовския земли, Черниговский; Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая". (Свод Законов Российской Империи. Том. I, часть 1. 1906.)
Наказ дочери Иоанна III
Великий Князь Иоанн III, давая согласие на брак дочери Елены с великим князем литовским Александром, поставил непременным условием, что "ей неволи в вере не будет". Послам литовским позволено было явиться за невестою только после подписания Александром особой клятвенной грамоты, в которой сказано: "Нам его дочери не нудить к римскому закону, держит она свой греческий закон".
13 января 1495 г., оправляя Елену в Литву, Иоанн дал ей ряд обстоятельных наставлений – как ей вести себя. Среди них следующее: «В латинскую божницу не ходить, а ходить в свою церковь, захочет посмотреть латинскую божницу или монастырь латинский, то может посмотреть один раз или дважды. Если будет в Вильне королева, мать Александра, ее свекровь, и если пойдет в свою божницу и ей велит идти с собой, то Елене провожать королеву до божницы, и потом вежливо отпроситься в свою церковь, а в божницу не ходить».
Иоанн передавал через послов зятю, чтобы сделал для дочери «церковь нашего греческого закона на переходах у своего двора, у ее хором, чтобы ей близко было к церкви ходить»... Но Александр не только не думал строить греческой церкви для жены, но и старался вопреки своей клятвенной грамоте, данной Иоанну, побудить ее к переходу в католичество. В этом его поддерживало все латинское духовенство во главе с папой Александром Борджиа, знаменитым клятвопреступником и отравителем, который писал Александру Литовскому, что совесть последнего останется совершенно чиста, если он употребит все возможные средства, чтобы склонить Елену к латинству.
Через посла дочери Иоанн дает ей такой наказ:
«Дочка! Памятуй Бога, да наше родство, да наш наказ, держи свой греческий закон во всем крепко, а к римскому закону не приступай ни которым делом; церкви Римской и папе ни в чем послушна не будь, в церковь римскую не ходи, душой никому не норови, мне и всему нашему роду бесчестия не учини; а только по грехам что станется, то нам, и тебе, и всему нашему роду будет великое бесчестие, и закону нашему греческому будет укоризна. И хотя бы тебе пришлось за веру и до крови пострадать, и ты бы пострадала. А только дочка поползнешься, приступишь к римскому закону, волею ли, неволею: то ты от Бога душою погибнешь, и от нас будешь в неблагословении...; а зятю своему мы того не спустим: будет у нас с ним за то беспрестанная рать».
Н.М. Карамзин отмечал, что «ни ласки, ни гнев мужа... не могли поколебать ее твердости в законе: она всегда гнушалась латинством, как пишут польские историки». После смерти мужа вдовствующая королева Елена Иоанновна подвергалась страшным оскорблениям, ее насильно вывели из православной церкви и стали держать в неволе, и вскоре после этого Елена внезапно скончалась в своем заточении. Виновником ее смерти был виленский воевода Николай Радзивилл, подкупивший ее людей, чтобы они подсыпали ей в кушанье лихое зелье.
Видеоролики из серии "История Государства Российского", относящиеся к периоду правления Иоанна III:
- 149. Первые годы правления Иоанна III
- 150. Война против Казани
- 151. Война против Казани (продолжение)
- 152. Марфа Посадница
- 153. Шелонская битва
- 154. Покорение Новгорода
- 155. Завоевание Перми и война с Золотой Ордой
- 156. Переговоры с Папой Римским
- 157. Свадьба Иоанна и Софии
- 158. Итальянские мастера при дворе Иоанна III
- 159. Дела Иоанна III в Ливонии
- 160. Дела Иоанна III с Крымом и Ордой
- 161. Великокняжеский суд в Новгороде
- 162. Спор с новогородцами
- 163. Подготовка к войне с Новгородом
- 164. Осада Новгорода
- 165. Покорение Великого Новгорода
- 166. Сношения с Золотой Ордой
- 167. Последний поход Ахмата на Россию
- 168. Война Иоанна III с Ливонией
- 169. Стояние на Угре
- 170. Внешняя политика Иоанна III
- 171. Покорение Твери
- 172. Взятие Казани и присоединение Вятки
- 173. Казни врачей. Свержение митрополита
- 174. Ссора Иоанна III с братьями
- 175. Переговоры со Священной Римской империей
- 176. Смерть Казимира. Александр на троне Литвы
- 177. Свадьба Елены и Александра Литовского
- 178. Ухудшение отношений с Литвой
- 179. Арест Ганзейских купцов
- 180. Война со Швецией
- 181. Иоанн III выбирает наследника
- 182. Завоевание земли Югорской, Северо-Западной Сибири
- 183. Битва на берегах Ведроши
- 184. Союз Александра с Ливонским орденом
- 185. Разрыв со Стефаном Молдавским. Перемирие с Литвой и орденом
- 186. Завещание Иоанна III. Женитьба Василия
- 187. Измена царя казанского
- 188. Иоанн III - творец величия России
- 189. Судебник Иоанна III
- 190. Церковные соборы при Иоанне III