Три вопроса к «Матильде»

По поводу предстоящего показа фильма «Матильда» уже многое сказано. До сих пор у администрации сайта были сомнения, следует ли начинать полемику о нем еще и на нашем сайте, создавая ему дополнительную рекламу. И без нашего участия дошло уже до того, что режиссер Учитель был удостоен сидеть в первых рядах в студии с Владимиром Владимировичем Путиным и лично жаловаться ему перед лицом всей страны на сложившуюся ситуацию с прокурорскими проверками. Но вот как раз по поводу этих жалоб у нас и возникло несколько вопросов, которыми хотим поделиться.

Вопрос первый. Режиссер Учитель пожаловался на то, что депутат Наталия Владимировна Поклонская, которая возбудила против него эти проверки, отказалась от его личного предложения посмотреть весь фильм целиком и ознакомиться с его полным содержанием. Что же удивительного в её отказе? Это естественная человеческая реакция.
И. Ксенофонтов. Ной проклинает Хама
Существуют примеры подобных случаев. Например, в Библии повествуется о трех братьях Симе, Хаме и Иафете, которые были сыновьями Ноя. Однажды Ной выпил вина из своего виноградника и слегка перебрал. Хам обнаружил отца обнаженным лежащим в беспамятстве. Это почему-то немало его повеселило, и он позвал братьев, чтобы они вместе с ним посмеялись над срамом отца. Братья подошли к отцу, пятясь задом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его своими одеждами.

Проведем параллели с этим примером. Допустим, что личное отношение режиссера Учителя к Царю-Мученику Николаю ΙΙ лишено какого-либо трепета, но не должно быть секретом, что Наталия Владимировна Поклонская относится к Государю, как к своему отцу. Это следует хотя бы из того известного факта, что она несла его икону в качестве фотографии своего родственника на шествии Бессмертного Полка. Что же удивляться тому, что она отказывается смотреть фильм, в котором её отец выставлен в срамном виде? Надо полагать, что и реакция подавляющего большинства чад Русской Православной Церкви будет такой же. Ведь нам уже известно свидетельство митрополита Иллариона, который вынужден был посмотреть весь фильм, чтобы сделать о нем своё архипастырское заключение. Зачем же нам самим, имея уже такое заключение, смотреть еще на этот стыд? Вот фрагмент интервью с митрополитом Илларионом:

Владыка Илларион: ... И вот приближается 100-летие его трагической кончины – ужасающего расстрела, который был совершен, по сути дела, без суда и следствия, причем расстреляна была его жена, его дети несовершеннолетние. И с чем страна встречает эту дату? Она встречает ее, по сути дела, кощунственным фильмом, который якобы основан на исторических фактах, но на самом деле все эти исторические факты в нем передергиваются. Фильм этот представляет, на мой взгляд, апофеоз пошлости.

Ведущая Екатерина Грачева: Вы видели картину?

Владыка Иларион: Я видел эту картину, меня пригласил сам режиссер. Причем я должен сказать, что он еще года два или три назад ко мне приходил, показывал проект этого фильма. Он даже хотел, чтобы я в нем принимал какое-то участие, например, чтобы моя музыка использовалась. Я сразу сказал, что сюжет этот весьма сомнительный, что встречено это все будет не однозначно, тем не менее, после того как фильм уже был, по сути, готов, Алексей Ефимович мне предложил его посмотреть. Я после некоторых колебаний решил его посмотреть, по крайней мере, чтобы не быть одним из тех, кого обвиняют в том, что вы не видели, а вы критикуете. Вот я его видел, и я сказал Алексею Ефимовичу после просмотра: «Ничего хорошего о вашем фильме я сказать не могу». Он расстроился, может быть, даже обиделся, но, к сожалению, это фильм, в котором, во-первых, исторические факты, как я сказал, передергиваются. Все это представлено почти в карикатурном свете.

Просто вам расскажу, с чего начинается фильм. Бегает по сцене Мариинского театра эта балерина, у нее срывается лифчик, и появляется обнаженная грудь, и вот она с этой грудью бегает. Наследник сидит в царской ложе и сразу же возбужденно привстает с кресла – вот с этой пошлости начинается, и вот так весь этот фильм продолжается.

Ведущая Екатерина Грачева: У вас коренные замечания к этой картине, а не такого рода, что с помощью постпродакшна и монтажа что-то можно поправить.

Владыка Иларион: Я не думаю, что там можно что-то поправить. Я, конечно, видел картину в состоянии полуфабриката, еще что-то там было не доделано, но я не думаю, что там что-то изменилось по существу. И я не думаю, что там можно что-то изменить по существу, потому что сам подход к исторической личности такого масштаба, который применен в этом фильме, на мой взгляд, недопустим. Я даже не хочу говорить о художественных достоинствах или недостатках этого фильма.

Это человек, который церковью канонизирован, у церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей и проходят крестным ходом, они идут от места его расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идет этот крестный ход из 60, 70, 80 тысяч человек.

Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет этот фильм? Конечно, можно сказать: «Ну, не нравится не смотрите». Но речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, речь идет о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю, мы не должны людей такого уровня и такого масштаба как последний русский император подвергать такому публичному унижению, показывая его так, как он показан в этом фильме. Не говорю уже о том, что совершенно карикатурно там представлена последняя императрица – она просто, как ведьма, там показана, а ведь она тоже канонизирована церковью.

Ведущая Екатерина Грачева: Но многие на это могут возразить, владыка, что необходимо разделять историческую личность от православного святого, государя от мученика. Еще литературовед Юлий Айхенвальд говорил: «Пушкин – это вам не Александр Сергеевич». Где проходит эта грань?

Владыка Иларион: У Николая II была реальная история любви – это история его любви к той женщине, которая стала императрицей, он ее полюбил еще в юности, даже в детстве можно сказать, когда они впервые встретились. Эту любовь он пронес через всю жизнь. Этот роман с Матильдой Кшесинской, да, это было такое юношеское увлечение, не очень длинное. Оно закончилось после того, как он был обручен своей жене. Он своей жене никогда не изменял. Действительно, какая-то там любовная история была, но поднимать это сейчас на щит, делать из этого якобы художественное произведение, делать из этого кассовый фильм, и этим фильмом встречать 100-летие убиения царской семьи, я думаю, что в этом всем есть что-то очень глубоко неправильное и очень глубоко неверное.

Второй вопрос. Что вообще удивительного в факте возбуждения прокурорской проверки? Речь здесь идет о нецелевом использовании бюджетных средств налогоплательщиков. Государь Николай ΙΙ причислен к лику святых Русской Православной Церковью и почитается миллионами верующих. Мы платим налоги, и мы не хотим, чтобы на наши деньги позорилось имя того, кого мы свято чтим. Возникает вопрос, о чем думали те государственные чиновники, которые выбрали именно режиссера Учителя для съемок фильма о русском святом? Неужели они не понимали, что, поручая съемки этого проекта режиссеру, который специализируется на любовных приключениях, они тем самым провоцируют конфликтную ситуацию в обществе? Разве нет других режиссеров, которые сумели бы раскрыть данную тему более деликатным образом? Почему же государственные деньги на этот проект, которые всегда должны расходоваться на конкурсной основе, достались именно ему? Согласитесь, у прокуратуры вполне могут возникать закономерные вопросы. Ниже приведены цитаты из описаний предыдущих фильмов режиссера Учителя из Википедии.

  • "Мания Жизели" - Детективно-драматическая хроника любовных приключений знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой... В фильме очень вольно интерпретируются и события жизни Ольги Спесивцевой, и факты мировой истории.
  • "Дневник его жены" - История последней любви и одиночества великого русского писателя Ивана Бунина.
  • "Прогулка" - Девушка и двое её случайных спутников проходят пол-Петербурга, флиртуя, пикируясь и за полтора часа реального времени проживая любовную драму.
  • "Космос как предчувствие" - ... Однажды Герман утончёнными поцелуями соблазняет женщину Конька — Лару. Конёк недолго унывает и переключается на её сестру Римму ...
  • "Край" - ... Игнат быстро сходится с красавицей Софьей... Вскоре у Игната появляется чувство к Эльзе. В женской бане происходит драка между Софьей и Эльзой.... Постер фильма изображает сексуальную сцену.
  • "Восьмёрка" - Любовь Геры к девушке бандитского авторитета становится причиной смертельной схватки между четвёркой друзей и бандой...

Как и следовало ожидать, фильм «Матильда» является предсказуемым продолжением этого любовно-приключенческого ряда.

Ну и наконец, последний вопрос. Фамилия Учитель ко многому обязывает. Да и не в фамилии дело. Всякий режиссер, который снимает кассовый исторический фильм, претендует на роль учителя. Ведь этот фильм посмотрит самая широкая аудитория. В числе посмотревших будут и совсем юные зрители, которые или вообще ничего не знают о Николае ΙΙ, или знают очень мало. Чему научит их этот фильм? Ведь фильм подается, как историческая драма, в которой действующими лицами являются реальные исторические личности, а все события развиваются в реальном историческом контексте. Однако, по свидетельству митрополита Иллариона, епископа Тихона а также по заключению экспертной комиссии, которая изучала сценарий и трейлер к фильму, в уста персонажей вкладываются слова, которые они в принципе не могли произносить, и им приписываются поступки, которые они в принципе не могли совершать.

Существует довольно объемный документальный материал, который в подробностях раскрывает образы Царя-Мученика Николая ΙΙ, Царицы-Мученицы Александры и их детей. Это, во-первых, их личная переписка, во-вторых, многочисленные свидетельства о них приближенных лиц и, наконец, сами факты их биографии. В свое время, когда с этими материалами работала следственная комиссия Временного Правительства, она сделала заключение, что материалы дела нельзя опубликовывать. Если они будут опубликованы, то народ будет поклоняться Царской Семье, как святым. Комиссия не ошиблась. Теперь эти материалы опубликованы, и народ почитает Царскую Семью, как святых. Вот, например, фрагмент их настоящей переписки:

Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу, 1914 год: «О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни – мы с тобой одно целое».

Ответ Николая ΙΙ на это письмо: «Моё возлюбленное солнышко, душка-жёнушка! Любовь моя, страшно тебя недостаёт, что невозможно выразить!..».

Письмо Александры Фёдоровны Николаю Александровичу: «Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы».

Письмо Николая ΙΙ 31 декабря 1915 года Александре Фёдоровне: «Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя. Я всерьёз это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать всё это на бумаге – по глупой застенчивости».

А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке! Скажите, в каждой ли семье сохраняется такая теплота отношений после двадцати лет совместной жизни? И всякая ли царица переделает свой дворец в госпиталь, устроится на курсы медсестер и будет в этом госпитале лично перевязывать и оперировать раненых? А ведь Государыня именно так и поступила, и не только она одна, но и старшие её дочери Ольга и Татьяна также работали медсестрами в госпитале, делая всю самую грязную работу.


Великая Княжна Татьяна Николаевна и Императрица Александра Феодоровна во время перевязки раненого бойца Ι ΜΒ. Фото из альбома Анны Вырубовой №3.

Какое право имел режиссер Учитель, зная все эти факты (ведь трудно представить, что профессионал его уровня снимает исторические картины, не познакомившись с первоисточниками), снимать фильм, в котором милостивая Императрица представлена "как ведьма" (слова митрополита Иллариона), а целомудренный Государь, как похотливый блудник?

Ну и в заключение. Фильм, по всей видимости, будет показан. Зачем-то Господь попускает это. Видимо, Он хочет испытать нас, научились ли мы чему-то за эти 100 лет. В 1917м году русский народ, утративший в своём подавляющем большинстве духовный разум, поверил клевете на Царя и не встал на его защиту, когда горстка предателей потребовала его отречения от престола. В итоге, Государь с семьей был предан в руки палачей, а сам народ подвергся неслыханному по масштабам кровавому геноциду. Прошло сто лет, но духовные последствия того всенародного отречения от Помазанника Божьего до сих пор не уврачеваны. До сих пор множится клевета на Царя и преподается народу в виде исторической правды. Как мы, русские люди, отреагируем в этот раз? Видимо, по нашей реакции на подобные фильмы Господь и будет судить нас в наше непростое время. Видимо, настала уже пора определяться. 100 лет - это достаточный срок, чтобы что-то осознать. Будем надеяться, что в этот раз новым "учителям" не удастся превратить нас в новых Хамов.

Напоследок приведем стихи Сергея Бехтеева, написанные на эту тему сто лет назад нам в назидание.

Великий Хам

Он идет, великий Хам,
многорукий, многоногий,
Многоглазый, но без-богий
Беззаконный, чуждый нам.

Слышим, слышим - это он
С грубой наглостью смеется;
Это он галдит, плюется
И смердит со всех сторон

Посмотри - он на глазах
Топчет розы, рушит зданья,
Вековые изваянья
Повергая дерзко в прах.

Видишь - он уж здесь и там,
Возле нас и вместе с нами;
Мы стоим пред ним рабами,
Шепчем: "Сжалься, грозный Хам"

"Шапки к черту предо мной!
Я пришел, стихийно-дикий!
Я - ваш царь, я - Хам великий,
Вам ниспосланный судьбой.

В красной пляске круговой
Храмы я, смеясь, разрушу;
Вырву сердце, вырву душу
У живущих головой.

Я заставлю пред собой
Колебаться в страхе троны;
Я к ногам своим короны
Брошу с дьявольской хулой.

Позабудьте навсегда
Знанья, роскошь и искусства:
Я вам дам иные чувства,
Чувства, чуждые стыда.

Так иди ж на общий пир,
Зверь стобрюхий, многоликий;
Я - ваш царь, я - Хам великий;
Я сотру культурный мир!.."

г. Орел, март 1917 г.

ЗА ЧТО?

Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,
За то, что не хотели чтить
В своей безсовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни
Благой и мудрой старины.
За то, что нехристям в угоду
Преступный замысел творя,
Себе мы прочили свободу
И свергли Ангела-Царя.
И тем, покрыв себя позором,
Дерзнули клятву осквернить,
За всех нас данную Собором,
Во век Романовым служить.
И вот за этот грех великий
Страдаем всюду мы теперь,
И Русью правит деспот дикий,
Безчеловечный, лютый зверь.
И долго будем мы томиться
Под нам ниспосланным Крестом,
Пока в душе не совершится
У нас великий перелом,
Пока от зол мы не очнемся,
И, приведя наш бунт к концу,
К Царю мы, каясь, не вернемся,
Как дети блудные к Отцу.

г. Ницца, 20 октября 1942 г.

Святая Русь

Где ты, кроткая, православная,
Наша матушка Русь широкая,
Меж сестер славян сестра главная,
Светлокудрая, синеокая?
У тебя ли нет голубых морей,
Вековых лесов, поднебесных гор,
У тебя ли нет тучных нив-степей,
Городов и сел, веселящих взор?
Что ж стоишь в углу, пригорюнилась,
В жалком рубище, Русь державная,
Бровью черною принахмурилась,
Обнищавшая и бесславная?
Нет парчи цветной на твоих плечах,
Нет венца Царей на твоем челе,
Грусть-тоска глядят у тебя в очах,
Сор-бурьян порос на твоей земле.
И вещает Русь, Русь убогая:
"Люди добрые, чужестранные,
Велика моя скорбь, и много я
Претерпела мук в дни желанные!
Изменила я Царю-Батюшке,
На гульбу пошла, врагом званная,
Я поверила воле-татюшке,
Продалась жиду, окаянная!
Обобрал меня душегубец-враг,
Истерзал мое тело белое,
Опоганил он мой родной очаг,
Загубил мое войско смелое.
Смолкла песня моя, песня вольная,
В дни кровавые, непогожие;
Не зовет молва колокольная
Люд молитвенный в Церкви Божии.
Вы скажите мне, где идти искать
Отца родного. Царя русского.
Исстрадалась я во крови плясать,
Под приказ-указ жида прусского.
И когда б Господь умудрил меня
Отыскать мое Солнце Красное,
Я б пошла к Нему чрез моря огня,
Чтоб узреть Его лицо ясное.
И упала б я у Царя в ногах,
Перед ним склонясь сирым колосом,
И с святой мольбой и слезой в очах
Говорила б я горьким голосом:
Прости, Батюшка, прости родненький,
Дочь распутную, дочь разгульную,
За вину мою, грех мой подленький,
Да за речь мою богохульную.
В мятежах-боях я измаялась,
Наказал Господь меня, пленницу,
Во грехах своих я покаялась,
Прости, Батюшка, дочь-изменницу!"

Станция Джанкой, 1 сентября 1920 г.

Администрация сайта «Самодержавная Русь».
Стихи Сергея Бехтеева.

Комментарии

09.08.2017   Иван Волжанин
Хорошая статья. Можно только добавить,что этот фильм хорошо продуманная и злонамеренная провокация. За клеветником режиссёром стоят враги России и русскаго народа.

От кого:

Комментарий:

Чтобы отправить сообщение, нужно отгадать хотя бы одну загадку:

Ну и платье - сплошь иголки, его носят вечно...
Много, много окон в нем. Мы живем в нем. Это...
Скромный полевой цветок, синеглазый...

Регистрация на сайте с Вашего браузера невозможна. Попробуйте обновить эту страницу один-два раза клавишей F5. Если это сообщение не исчезнет, необходимо включить "cookies".