Наставления преподобного Серафима старообрядцам

Из книги Л.И. Денисова «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца»

Пять эпизодов из жизни преп. Серафима ясно обрисовывают его отношение к старообрядцам и к содержимым ими обрядам, из-за которых они с упорством отделились от Святой Православной Церкви.

Приводим их в назидание как «приемлющим священство», т.е. самозваную белокриницкую иерархию, так и «не приемлющим оного», т.е. безпоповцам.


Прижизненный портрет Серафима Саровского

Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова, Горбатовского уезда, Нижегородской губернии, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви, и таким образом крестя его, дал такое наставление: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь, и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов; а двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Духом Святым, поставляющим в ней и учителей, и пастырей, по преемству от Апостолов. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел: она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, когда бы, не была привязана к кораблю».

В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил: «Скажи старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная, или старая?»

- Оставь свои бредни, отвечал о. Серафим: «Жизнь наша есть море, св. Православная Церковь  наша - корабль, а кормчий - Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду - спастись без кормчего?

- Один только раз видела я его, (рассказывала А. Ковалевскому о своем посещении преп. Серафима одна старушка-постница, дожившая свой век в монастыре), да и того не забыть мне по гроб. Чудный был человек этот старец, прозорливец такой, кажется, насквозь видел, что у тебя на душе. Вот послушай-ка, что со мною он сделал: осталась я после смерти родителей трех лет сиротой. Призрели добрые люди, нашлись благодетели, взяли меня вместо дочери. Люди были достаточные, добрые да только старообрядцы: крестились двуперстием, придерживаясь какого-то толка. Стали они и меня, дитя малое, по-своему учить крест двумя перстами слагать, и привыкла я с детства, - думаю, так и след. Да уж после, когда померли благодетели мои, одна богомольная барыня - соседка меня глупую образумила; она сказала мне, что не по-православному я слагаю персты, и что это грешно. Начала я с тех пор отвыкать от двуперстия; но по привычке и после, забывшись, часто крестилась по-старому, старинным крестом. О благодетелях же своих все потом сомневалась, можно ли мне их по-православному поминать. Замуж пойти не хотела, а пошла в общину, потом отправилась странствовать: не раз была в Киеве, у Троицы, в Ростове, в Соловках, в разных пустынных обителях, где только есть, как слышала, строгие старцы-подвижники. Все хотела, чтобы меня, грешницу, научили, как душу спасти. Дорогой в Соловки зашла я в Саров, как помню, Петровым постом. Думала поговеть там, да и о. Серафима хотелось видеть, - о нем молва тогда проходила везде. Обитель прекрасная, что твоя лавра, да и стоит в месте таком пустынном, леском; сосны да ели только и видно, лес дремучий кругом. Праздник был какой-то, когда приплелась я к гостинице монастырской, но службы уже не застала. Смотрю, народ собирается куда-то идти. Спрашиваю, говорят, что идут в пустыньку к о. Серафиму. Хотя и крепко я с дороги устала, но тут и отдыхать позабыла, пошла себе за другими; все старца хотелось скорей повидать. Минув монастырь, пошли мы лесной тропою. Прошли версты две, кто посильнее вперед, а я поотстала. Иду себе тихонько сзади. Смотрю, в стороне старичек, седой такой, сухонький, сгорбленный, в белом халатике, сучки собирает. Подошла спросить: далеко ль до пустыньки о. Серафима?

Старец, - это был сам Серафим, - положил вязанку свою, посмотрел на меня ясным взором своим и тихо спросил: «На что тебе, радость моя, Серафим то убогий?» Тут только поняла я, что вижу самого старца, и, повалившись в ноги, стала просить его помолиться о мне, недостойной.

- Встань, дочь Ирина, - молвил подвижник, и сам нагнулся меня приподнять. - Я ведь тебя поджидал, не хочу, чтоб, уставши, даром прошлась.

Удивленная, что, впервые видя, зовет он меня по имени, я от ужаса вся затрепетала, не могла и слова промолвить, только взирала на его ангельский лик. Взяв мою правую руку, старец сложил на ней по- православному персты для крестного знамения, и сам перекрестил меня ими, говоря: «крестись так, крестись так, так Бог нам велит». Потом, помолчав немного, промолвил: «а за благодетелей, если копейка случится, подавай помянуть на проскомидии, не сомневаясь, не грех». Благословил меня, дал приложиться к висевшему на его груди медному кресту, пожаловал из котомочки своей и сухариков. «Ну теперь, - говорит, - иди себе с Богом», и сам поспешно ушел от меня в лес, а я побрела назад в монастырь; спутники же мои долго ходили, но старца не видели, да и мне все не верили, когда говорила им, что его видела. Духом провидел старец святой, что, не отдохнувши, прямо с дороги к нему я пошла, и, утаившись от других, мне одной он явился.

Потом на гостинице одна барыня - помещица, такая ласковая, меня в номер свой позвала. «Иди», - сказала - «сюда, поместимся вместе, номер большой». Разговорились мы с ней про о. Серафима, вот она мне и рассказала: года за три, говорит, по разным делам да хлебному недороду совсем было обеднела. Оставался один хуторок, да и тот перезаложенный. С горя поехала к о. Серафиму, а сама между тем всю дорогу проплакала. Приехала в Саров - прямо к келье старца. Смотрю, народа у крыльца много, все дожидаются, пока старец двери откроет. Пробралась я кое-как к самым дверям и стала громко старца просить, чтобы помог мне советом своим и молитвой. Старец сейчас же мне отпер дверь и, благословил меня, проговорил: «не скорбите, матушка, не скорбите, Господь вас помилует. Вот как получите 80 тысяч, то по копейке с каждого рублика Богу пожертвуйте». Удивленная сими словами, я могла только сказать: «где мне, отец святой, столько денег взять, у меня теперь и восьмидесяти рублей не найдется». - «Будет, будет», настойчиво повторяет старец.  «Вы только спешите поскорее домой, вот вам и сухарики на дорогу». Благословив еще раз, старец все твердил мне, чтобы, как можно, спешила ехать домой.

Удивленная и вместе обрадованная, не отпрягая лошадей, повернула я вспять. И что же? Приезжаю домой и застаю письмо, в котором меня извещают, что дальний мой родственник умер и совершенно неожиданно завещал мне все свое состояние, ровно на 80 тысяч. Так дивно и скоро исполнилось слово блаженного старца.

«И вот теперь», прибавила госпожа эта, «по молитвам о. Серафима, уплатила я долг, отдала и назначенное им на бедные церкви да нищим: и живу, по милости Божией, безбедно».

Добрая была помещица эта, гостеприимная. Все меня к себе в деревню звала. Тебе, говорит, по дороге. Да я отказалась, в Соловки спешила.

Была я потом в Сарове еще раз, лет десять спустя; отошел уже старец тогда ко Господу. Помолилась на могилке его, была и в его пустыньке, да все как-то пусто казалось. Цело было гнездышко, да райская птичка уже отлетела на небо ко Господу молиться и там за нас грешных.

Раз зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келье о. Серафима и доложили ему о ней. Несмотря на множество народа, толпившегося в сенях, о. Серафим просил принести ее к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. О. Серафим запер дверь и спросил ее.

- Откуда ты, матушка?

- Из Владимирской губернии.

- Давно ли ты больна?

- Три года с половиною,

- Какая же причина твоей болезни?

- Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к их вере - и была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того вечером пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, и даже опалило меня; я, в испуге, упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли - я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю.

- Понимаю... - отвечал старец. - А веруешь ли ты опять в Св. Православную Церковь?

- Верую теперь опять, батюшка, - отвечала больная. Тогда о. Серафим сложил по-православному персты, положил на себя крест и сказал:

- Перекрестись вот так во имя Святой Троицы.

- Батюшка, рада бы, отвечала больная, да руками не владею.

О. Серафим взял из лампады у Божией Матери «Умиления» елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, и даже суставы затрещали, и тут же получила она совершенное здоровье.

Народ, стоявший в сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю, и особенно в гостинице, что о. Серафим исцелил больную.

Когда это событие кончилось, то пришла к о. Серафиму одна из Дивеевских сестер. О. Серафим сказал ей: «Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица Небесная». Потом спросил ее:

- Нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят.

- Таких нет, батюшка, отвечала сестра, а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все.

- Проси их от моего имени, - сказал о. Серафим, - чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы.

- Я им, батюшка, говорила о сем много раз, да не слушают.

- Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит: он первый согласится. А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?

- К прискорбию, у нас в роду все так молились.

- Хоть и добродетельные были люди, - заметил о. Серафим, пораздумавши, - а будут связаны: Св. Православная Церковь не принимает этого креста... А знаешь ли ты их могилы?

Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены.

- Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности.

Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса о. Серафима, ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны святой Христовой веры.

Из книги «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца»
Составил Л.И. Денисов
Переизданное с 1904г.

Комментарии

24.12.2014   Владимир
Все подобные ”беседы” появляются спустя 20-30 лет после смерти Серафима. Кем же записаны эти беседы, с чьих слов? - Да ни с чьих, обычная синодальная, миссионерская ложная пропаганда. Тем более что глав. ред. Елагин, издававший данные вещи отменный мастер-изобретатель небылиц. Двуперстие принято Русью вместе со святым Крещением в 10 веке; а троеперстие в 17 веке спускали сверху при помощи пыток, лжи, убийств.
15.07.2014   Валентин
НАС РАЗВОДЯТ КАК ЛОХОВ
Возьмем две фразы ”Серафима Саровского” якобы о трехперстии и сравниваем их: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь, и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов; а двуперстное противно святым уставам. «крестись так, крестись так, так Бог нам велит». Святой Серафим - крутой парень скажу я вам. в одном месте говорит, что трехперстие от апостолов передано. У него, что какие то книги были из которых он это почерпнул? Или ему апостолы являлись и говорили сие??? Двупесртие ПРОТИВНО СВЯТЫМ УСТАВАМ. Где эти уставы? Какие? А в другой сказке Серафим УЖЕ утверждает, что ”ТАК БОГ НАМ ВЕЛИТ”. Может Серафиму и Бог тоже являлся? И он ему сказал свое ”ПОВЕЛЕНИЕ ВСЕМ НАМ”??? У меня вывод: либо Серафим был в прелести, либо нам НАГЛО ВРУТ, что так говорил Серафим Саровский
21.05.2014   р.Б.Андрей Сatacomb (РИПЦ)
Поправки: не ”удивали” ,а убивали, и не Владимир,а Николай Досталь, и не ”пратриарх”,а патриарх Мелетий.А то некоторые могут меня не понять.Особливо те которые не знают.Быстро потому что писАл.
21.05.2014   р.Б.Андрей Сatacomb (РИПЦ)
Недавно совсем в 31 год своей жизни стал креститься двумя перстами убедившись в том воочию что тако и подобает воистину креститься и знаменоваться,како сказал блаженный Феодорит и пратриарх Мелетий чудом своим удостоверивший Истину двуперстия-сошедшим с Неба от Бога огнем,а не троеперстием.И жена моя стала тако же креститься после того как мы посмотрели исторический сериал ”Раскол” режиссера Владимира Досталя,како ”никониане” зверски гнали и удивали за единое то двуперстное знамение! и зжигали в срубах,казнили ,вешали и главы отрубали истинным исповедникам Христовым.гладом морили.И разве ж это было ”христианской” любовью!Но не толька в том изменили преданию Святых Отцов ”никониане” ,но еще много чего изменили,например крещение стало у них не погружательным.а обливательным!!! как у проклятых еретиков-католиков!Однако мы катакомбники РИПЦ Русской Истинно-Православной Церкви,но все равно старообрядчество не приемлем, так как митрополит Корнилий ,стал иметь общение с раскольниками-обновленцами с явными сергианами-антихристами ”ЗАО МП LTD”- нарушив тем самым 1-ый стих 1-го псалма! а для нас это великий соблазн есть,который всецело мешает принять старообрядчество.Потому что даже наша иерархия РИПЦ- проклинает сергиан-антихристов и считает их самыми злейшими еретиками-апостатами 20-го века.Так что подобает креститься двумя перстами-ибо Христос был распят на Кресте,а не вся Троица.Много еще чего безтолкового я сам лично видел и слышал от сергиан-сталинистов,ибо Московский Патриархат был создан Сталиным 1943г.Например то что они отвергают Икону Троицы прп.Андрея Рублева,и пьют с идольских кружек на которых нарисованны гороскопы,и бабы их все одеваются в джинсы и шорты- а не в платья единые которые заповедал носить Христос,предостерегая соблазнять ближнего своим видом.Так что анафема сергианам.
20.05.2014   Александр___
К списку великих православных святых живших после раскола прибавлю такие столпы как Амфилохия почаевского, Иоанна Шанхайского, Матрону блаженную, Ксению Петербуржскую... можно много прибавить, не только канонизированных, но и еще известных как старцев и стариц. А предсказания Серафима Саровского до сих пор сбываются...
18.03.2013   Администратор
Иван, Вы хулите то, чего не знаете. В Ваших словах звучит формализм. Ознакомьтесь с житиями святых Русской Православной Церкви, просиявших после раскола со старообрядцами. Возьмите самых ярких: Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Силуан Афонский, преподобные старцы Оптинские, Царь-Мученик Николай II и его Семья. Вот Вам доказательство того, что благодать Божия осталась с Никоновской церковью, несмотря на безобразные реформы, коснувшиеся внешней стороны её богослужения. Судите о древе по плодам.
16.03.2013   Иван
Не может исповедание, проклявшее и отрекшееся веры своих благочестивых и святых христианских предков считаться истинным и спасительным, и то поврежденное и самопроклявшее себя сообщество (а неправедное проклятие целиком ложиться на самих проклинателей) - быть источником святости для своих адептов бездушная,мертвая организация.
20.02.2013   Администратор
Дмитрий, доверие дурным слухам о человеке - это не поиск Истины, это недуг души. Надеюсь, что старообрядцы всё-таки сохранили нечто большее, чем подборку сплетен о Серафиме Саровском.
07.02.2013   Дмитрий
Полностью согласен с православным Виталием. Добавлю только: Серафим скончался от курения - это общеизвестный факт, т.к. это было его любимейшее занятие, однако господствующая церковь это очень хорошо скрывает от своих овец, так же скрывает Истину, которую сохранили только лишь старообрядцы. Я знаю только единицы людей, которые желали Истины - и достигли её, в том числе и моя жена (бывшая никонианка, учащаяся духовной семинарии) перекрестилась в старообрядчество после того как узнала правду.
12.12.2012   Виталий православный.
дай Бог чтобы сбылись Ваши слова. Но не стоит передергивать.Я есть смиренный раб Господа Бога нашего . И да пребудет Его Святая Воля со мной.
11.12.2012   Администратор
Виталий, Вы, по всей видимости, и есть тот самый верующий воистину человек из числа тех немногих, кто останется ко второму пришествию?
09.12.2012   православный Виталий
У меня есть хороший товарищ который восхищается Серафимом Саровским делая из него на мой взгляд некоего ”идола” рассказывая всевозможные сказки, небылицы и были связанные с преподобным. Для меня, моих родственников, моей семьи двухперстие есть свято, остальное еретическое, то есть от лукавого. Постановление Стоглавого собора святы и не забыты Церковь хоть и мало но жива сердце ее бьется. Глава русской Православной Церкви Митрополит Корнилий, это если вкратце.А в роду у меня не менее святой человек имеется удивительный священник растрелянный в 1937 году помнят многие до сих пор сколько дел успел сделать иерей Евсевий его ждали всюду от него исходил свет добра, истины, любви, тепла, одним словом святости.Недавно родился его потомок, в храме Божием двоеперстием складывают уже его пальчики а завтра придет следующий патриарх и может с оглядкой на греков или кого еще отменить щепоть повелев крестится дулей и докажут богословски правильность и всю полноту кресного знамения как это сделал Никон который перекрещивал РуСЬ поэтому не стоило клясть святое а затем отменять клятвы раскайтесь и спросите прощение за всех святителей которые с холодным сердцем способствовали и продолжают некоторые способствовать уничтожению не самой плохой части населения рОССии к примеру святитель Дмитрий Ростовский. Сколько зла, боли страдания принесли они моим предкам, а ведь в Евангилии кто был первым станет последним. P.S. также мы знаем, что ко второму пришествию Господа нашего Исуса Христа верующих воистину Его останется очень мало куда же денутся тогда последователи этих преподобных святителей. Господи исусе Христе сыне Божии помилуй нас грешных.